журнал о правах человека и деятельности национальных учреждений по их защите
Деятельность омбудсманов
Справочная информация
Исследования
Правозащитный дайджест


Ссылки на сайты Уполномоченных
Митинг оппозиции как барометр информационной активности российских омбудсменов

Алексей Навальный.

28 января во многих административных центрах субъектов России прошли мирные митинги и шествия, организованные по призыву оппозиционного политика Алексея Навального. Акцию ознаменовало начало так называемой «Забастовки избирателей» — призыва к бойкоту предстоящих выборов президента РФ, которые намечены на 18 марта 2018 года.

Это мероприятие, которое имело непосредственное отношение к правам человека, еще раз продемонстрировало существующие системные проблемы института уполномоченных по правам человека в России и ее субъектах в сфере информационной активности.

По сведениям организаторов оппозиционного мероприятия, во всех городах они были согласованы с администрацией (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, где им было предложены заведомо неприемлемые для организаторов места проведения). В частности, как написано в отчете Уполномоченного по правам человека в Санкт Петербурге Александра Шишлова, организаторы акции уведомили органы власти города о проведении шествия по некоторым улицам и площади в центре города, но им было отказано из-за проведения на указанных местах ремонтных работ. Поэтому мероприятие приобрело статус несогласованной акции. В Москве была аналогичная ситуация. Правда, омбудсмен Москвы Татьяна Потяева не комментировала действия ни власти, ни оппозиции. Она лишь задолго до этого события, в Вологде, где участвовала в региональной конференции российских омбудсменов по правовому просвещению граждан, раскритиковала то, как учителя проводили работу со школьниками, участвовавшими в несогласованных митингах. Впрочем, это тоже была позиция, и было видно, в какую сторону дует ветер.

По данным МВД России, митинги и шествия прошли в 46 регионах, в них приняли участие около 3,5 тысячи человек. По данным «ОВД-Инфо», в общей сложности задержано почти 250 человек, в том числе сам политик Алексей Навальный. Представители оппозиции приводят другие цифры, которые разнятся с данными государственных органов.

Федеральные каналы ТВ, которые контролируются провластными структурами, как всегда, проигнорировали мероприятие оппозиции, возможно считая его рядовым событием для аудитории.

В условиях хаотично поступающей из разных источников информации, единственным источником для системного информирования массовой аудитории стал ютуб-канал «Навальный live», который можно трактовать, разумеется, лишь как трансляцию взгляда организаторов.

Учитывая, что в такой массовой оппозиционной акции в обязательном порядке затрагиваются права и свободы граждан, можно полагать, что за событиями могли следить уполномоченные по правам человека в России и ее субъектах (или их представители), в том числе для информирования граждан. Но это всего лишь предположение.

По крайней мере, на официальных сайтах федерального и региональных омбудсменов ни в день митинга, ни на следующий день не было какой-либо информации о произошедшем.

Единственным региональным омбудсменом, который на следующий день на своем официальном сайте представил фотоотчет, был Александр Шишлов из Санкт-Петербурга. А его коллега, омбудсмен Свердловской области Татьяна Мерзлякова, сообщила на своей странице в фейсбуке, что она от начала до конца была на митинге, который проходил в Екатеринбурге. «У нас никто не задержан», — написала омбудсмен.

Следует отметить, что информационная активность российских омбудсменов — одна из основных проблем, препятствующих развитию этого института как реального наблюдателя за соблюдением прав и свобод человека. Безусловно, омбудсмены не журналисты и не СМИ, чтобы информировать общество о происходящем на массовых мероприятиях или о чрезвычайных происшествиях, затрагивающих права и свободы человека. Но есть у них с журналистами что-то общее: в частности, роль этих двух институтов особенно усиливается в трудный час. Митинги и шествия оппозиции в условиях существующего взаимного антагонизма между оппозицией и представителями власти – это, безусловно, трудный час, особенно для омбудсменов.

Экс-омбудсмен России Владимир Лукин, который занимал эту должность в 2004-2014 годах, хорошо это усвоил. Поэтому он и его представители (особенно в последнее пятилетие его деятельности в этой должности) в обязательном порядке наблюдали за такими мероприятиями и фиксировали все возможные нарушения прав человека. Самое главное, потом отчет федерального омбудсмена о мероприятиях оперативно размещался на его официальном сайте. Благодаря этому, желающие могли ознакомиться с позицией федерального омбудсмена. В таких случаях даже нейтральная позиция носит в себе определенную информацию.

Форма отчета с массовых акций регулярно используется и омбудсменом Санкт-Петербурга.

Действующий Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова в данном случае выбрала другую тактику поведения.

Может поэтому ни в день оппозиционного мероприятия, ни на следующий день на ее официальном сайте ни появилась какая-либо информация о том, как проходило мероприятие в столице и за ее пределами.

В день митинга СМИ передали, что одним из регионов, где полиция действовала жестко в отношении особо активных мирных демонстрантов, была Республика Башкортостан. Из 250 задержаний по всей России около пятидесяти выпало на долю этого поволжского региона России. Однако на сайте местного омбудсмена Рима Каюмова — ноль информации о митинге оппозиции и его последствиях. Последняя информация на этом информационном ресурсе датирована15 января под рубрикой «Новость». Она касается проведенного омбудсменом личного приема граждан в приемной президента РФ в Башкортостане.

Отсутствие информации на сайте башкирского омбудсмена можно как-то объяснить тем, что его аппарат — один из немногочисленных среди субъектов. Но проблема не в этом. Просто с первого дня появления института омбудсмена в этой республике (а он появился в 1997 году, раньше даже, чем создан институт уполномоченного по правам человека на федеральном уровне) он проявил себя не как правозащитный институт, а как буфер между обществом и властью для смягчения народного неудовольствия действиями правоприменительных органов. Долгие годы у республиканского уполномоченного по правам человека даже не было отдельного аппарата – коллектива специалистов. Помогали ему выполнять свою работу прикреплённые к нему госслужащие аппарата правительства. Это говорит о том, что становление института омбудсмена в республике происходило в условиях отсутствия независимости от власти. Он появился и развивался как неотделимая часть республиканской власти.

Безусловно, было бы несправедливо считать, что в остальных регионах ситуация выглядит намного лучше. Все регионы и их омбудсмены — разные. Большое значение имеет, безусловно, личность омбудсмена. Вместе с тем, анализ их деятельности показывает, что они независимы настолько, насколько это позволяет политическая ситуация не только в их регионах, но и в стране в целом.

Омбудсмены могли даже дать информацию о предстоящих митингах оппозиции с разъяснением определенных нюансов прав человека. Эта была бы своеобразная практика реализации решений недавней региональной конференции омбудсменов по правовому просвещению граждан, организованной федеральным омбудсменом Татьяной Москальковой в Вологде.

Создание вертикальной системы для института уполномоченного по правам человека в стране, которое в последние годы усилится еще больше в случае принятия нового законодательства, регулирующего деятельность федерального омбудсмена, дает основание полагать, что главным руководством к действию для региональных омбудсменов становится поведение федерального омбудсмена. При этом индивидуальность региональных омбудсменов, которая до сих пор нет-нет, да проявлялась, может стать крайне редким явлением. Проявить себя в условиях такого монолита смогут лишь немногие из них.

Таким образом можно констатировать, что институт омбудсмена в России нашел свой путь развития, который все больше и больше отличается от того, каким он выглядел еще в качестве идеи, описанной в декларации прав и свобод человека и гражданина, принятого Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года.



Метки:

Последние новости
Европейский Союз объявил 25 февраля об очередной, десятой по счету, санкции против российских физических и юридических лиц. На этот раз в число лиц, которым запрещен въезд в страны ЕС, вошла Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Правовое регулирование деятельности: Закон об уполномоченном парламента 1967 г. и Законе об уполномоченном службе здравоохранения... Read More »
Биография
Международная федерация журналистов (IFJ) сообщила о немедленной приостановке членства Союза журналистов России (СЖР) в организации в связи с "действиями, противоречащими принципам и целям Федерации", сообщили РИА Новости.
В начале августа 2022 года Совет авторитетной организации Международный институт омбудсмена (IOI) отменил членство федерального омбудсмена России Татьяны Москальковой по требованию омбудсменов ряда стран.
Представители ряда авторитетных структур Совета Европы выступили совместным заявлением накануне годовщины так называемой специальной военной операции России в Украине
Парламент Армении ищет нового Защитника прав человека (омбудсмена), после того как спустя год работы досрочно ушла в отставку с этой должности Кристине Григорян
Единственная дорога, по которому проходит автодорога, соединяющая Армению и Арцах с 12 декабря 2022 года перекрыт и контролируется, по сообщениям официального Баку, так называемыми экологическими активистами
Президент России Владимир Путин 21 февраля обратился с посланием к Федеральному Собранию, выполнив, таким образом, требование конституции страны
Депутаты поддержали кандидатуру Петра Перевезенцева, отметив его заслуги работы в партии, общественно-политической жизни края, открытость для диалога и готовность работать на благополучие региона и его жителей