По сообщению ряда СМИ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесен законопроект о создании должности парламентского прокурора.
Идея о создании независимой коллегии прокуроров, который будет заниматься расследованием фактов о нарушении законодательства РФ высшими должностными лицами органов власти, обсуждается в российских политических и юридических кругах давно, но она оживилась после того, как оппозиционер Алексей Навальный заявил о наличии недвижимости, бизнеса и вида на жительство в Чехии у главы следственного комитета России (СКР) Александра Бастрыкина.
Известный журналист, депутат Госдумы от «Единой России» Александр Хинштейн, которые ранее занимался этой историей, заявил, что отправит запрос по поводу вида на жительство в Чехии у Александра Бастрыкина, а также по поводу уплаты налогов с бизнеса, который имелся у главы СКР. «Пока я не знаю, куда именно я направлю свои запросы, поскольку проверку этого рода должен осуществлять как раз следственный комитет»,— подчеркнул депутат.
Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков, который много лет работал в российской системе прокуратуры, считает, что условиях массового недоверия населения, в том числе и депутатов, в объективности решений судебных и следственных органов России, учреждение института парламентского, независимого прокурора кажется логичным и разумным решением.
— Однако, создание такого института будет оправдано и не внесет дисбаланса в правоохранительную деятельность в том случае, если такой прокурор или их коллегия будет полностью независимы от властей, в том числе тех, кто их назначает, — говорит Омбудсман.
— Для того, чтобы принимаемое специальным прокурором решение было убедительным надо, чтобы на эту должность назначались авторитетные, смелые и неподкупные лица, имеющие не менее чем 20-летний стаж прокурорской и следственной деятельности (обязательно первое и второе в разном соотношении). В своей деятельности они должны строго руководствоваться действующим уголовно-процессуальным законодательством.
Никто не должен иметь право вмешиваться в их деятельность. Однако, принимаемые ими решения по-существу расследования могут быть обжалованы в Верховный или Конституционный суд, — говорит Алексей Селюков.