журнал о правах человека и деятельности национальных учреждений по их защите
Деятельность омбудсманов
Справочная информация
Исследования
Правозащитный дайджест


Ссылки на сайты Уполномоченных
Могут ли ученые-омбудсмены поддержать заявление российских ученых об отмене приговора фигурантам дела «Сети»?

Фигуранты дела террористического сообщества «Сеть» во время оглашения приговора в Приволжском окружном военном суде (Фото: Александр Поляков / ТАСС)

Приволжский окружной военный суд на выездном заседании в Пензе 10 февраля вынес приговор семерым обвиняемым, которых ФСБ считает причастными к деятельности запрещенной в России организации «Сеть». Все они признаны виновными и приговорены к реальным срокам с отбытием в колонии строгого режима.

Из них 27-летний Дмитрий Пчелинцев приговорен к 18 годам лишения свободы. 23-летний Илья Шакурский получил 16 лет колонии и штраф 50 тыс. руб., 30-летнего Андрея Чернова приговорили к 14 годам. Остальные четыре фигуранта дела — Максим Иванкин, Михаил Кульков, Василий Куксов и Арман Сагынбаев — получили от шести до 13 лет.

За год до этого в рамках дела «Сети» Московский окружной военный суд на выездном заседании в Петербурге и приговорил Игоря Шишкина к 3,5 годам лишения свободы (он согласился сотрудничить со следствием и помог раскрыть дело). 20 марта 2019 года Московский окружной военный суд начал рассматривать дело в отношении Юлия Бояршинова и Виктора Филинкова.

После оглашения приговора в Пензе, группа российских ученых и научных журналистов выпустили открытое для присоединения заявление с требованием отменить приговор, вынесенный фигурантам дела «Сети».

В своем заявлении ученые назвали дело «Сети» сфабрикованным, указав на то, что суд проигнорировал жалобы фигурантов на пытки. Обвиняемые по делу о террористической организации получили сроки от 6 до 18 лет.

За короткое время к заявлению присоединились несколько сот ученых и научных журналистов.

«Мы требуем немедленно отменить приговор по «делу «Сети», с бессмысленной жестокостью ломающий судьбы наших сограждан. Мы требуем расследовать обстоятельства фабрикации этого дела, наказать причастных к нему должностных лиц и обеспечить строгое соблюдение закона всеми силовыми и правоохранительными структурами», — говорится в их заявлении, которое опубликовано на портале scientific.ru.

В заявлении отмечается, что осужденные сообщали о пытках, которым им подвергли для получения признательных показаний, «однако эти заявления в ходе следствия и суда были фактически проигнорированы».

СМИ регулярно освещали ход следствия и процесс судебного разбирательства в Петербурге и Пензе. Свои акции в защиту подследственных и подсудимых устраивали общественные активисты и правозащитники. Одному из участников дела — Игорю Шишкину посетил Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова, когда тот будучи подследственным находился в СИЗО-3 Москвы. Как писали СМИ, федеральный омбудсмен подарила ему телевизор и помогла вылечить больной зуб.

В судебном процессе с участием подсудимого Шишкина, который проходил в Санкт-Петербурге, присутствовали представители Уполномоченного по правам человека города Александра Шишлова.

Свои показания по делу «Сети» на судебном заседании 2 декабря 2019 года в Пензе давала омбудсмен региона Елена Рогова. Тогда она объяснила, что о пытках участников дела «Сети» ей сообщила омбудсмен РФ Татьяна Москалькова еще в феврале 2018 года.

По словам Роговой, после этого она сразу обратилась в пензенскую прокуратуру и региональное управление ФСБ. На следующий день она посетила в СИЗО четверых обвиняемых — Дмитрия Пчелинцева, Илью Шакурского, Василия Куксова и Андрея Чернова. (Арман Сагынбаев на тот момент находился на обследовании в Саратове, Михаила Кулькова и Максима Иванкина еще не задержали). А потом в СИЗО встречалась несколько раз с обвиняемыми, которые сообщали ей о пытках.

Сами подсудимые в разговоре с журналистами признались, что больше всех они доверяли омбудсмену Пензенской области. «По сути, это единственное должностное лицо, которое действительно работает, — скажет потом журналистам Дмитрий Пчелинцев. — Если бы у нее было больше полномочий, мы бы сейчас здесь не находились. Но таких полномочий /у нее/нет. Я надеялся, что она проведет проверку. Потом узнал, что она может только сообщить в прокуратуру. Но мы ни разу не пожалели, что доверились ей», — признался он тогда. С ним согласится и другой фигурант дела — Илья Шакурский.

Тем не менее, 10 февраля 2020 года Приволжский окружной военный суд вынес свой приговор. Суд поддержал обвинительное заключение следствия. Из приговора суда следует, что подсудимые «состояли в запрещенном в России террористическом сообществе под названием «Сеть» и планировали атаки во время выборов президента и чемпионата мира по футболу в 2018 году, а также хотели напасть на отделения «Единой России» и органов власти», — пишет РБК.

Издание пишет, что изначально фигуранты дали признательные показания, однако затем сообщили, что сделали это под пытками и отозвали их. Они настаивали, что никакой организации «Сеть» не существовало, а «полевые выходы», о которых говорит обвинение, были игрой в страйкбол. Защита фигурантов обращалась с заявлениями о возбуждении дела из-за пыток, но в Следственном комитете им отказали.

Суд также не обратил внимание на показания омбудсмена Пензенской области Елены Роговой о пытках. На одном из судебных заседаний судья Юрий Клубков спросил Елену Рогову, почему фигуранты «Сети» отказались от своих показаний и заявили о пытках ФСБ позже. «Им перестали, что ли, угрожать?» — спросил судья. «Перестали бояться, наверное», — предположила Елена Рогова.

То что подсудимые виновны, не было сомнение и у президента России Владимира Путина. Так, в декабре 2018 года на заседании Совета по правам человека президент заявил, что по местам сбора и жительства участников «Сети» /правоохранительные органы/ изъяли самодельное взрывное устройство, два пистолета Макарова, гранаты и карабин «Сайга»? (Хотя обвиняемые говорили, что изъятое при обысках оружие им подбросили). «Понимаете, это такая серьезная вещь. Нам что с вами мало терактов где‑то там?», — сказал тогда Владимир Путин.

Среди российских омбудсменов немало докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов. Но пока ни один из них не высказался по поводу открытого заявления российских ученых и научных журналистов по делу «Сети».

Ведь о пытках они уже говорили… Ну и что?



Метки:

Последние новости
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова 28 марта приняла участие в совещании... Read More »
Парламентские слушания «Развитие института уполномоченного по правам человека в условиях современных вызовов» прошли в Государственной Думе. В мероприятии приняли участие депутаты, сенаторы, уполномоченные по правам человека из всех регионов страны, представители Счетной палаты Российской Федерации, Генпрокуратуры и других федеральных ведомств, эксперты, общественники.
Европейский Союз объявил 25 февраля об очередной, десятой по счету, санкции против российских физических и юридических лиц. На этот раз в число лиц, которым запрещен въезд в страны ЕС, вошла Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Правовое регулирование деятельности: Закон об уполномоченном парламента 1967 г. и Законе об уполномоченном службе здравоохранения... Read More »
Биография
Парламент Армении ищет нового Защитника прав человека (омбудсмена), после того как спустя год работы досрочно ушла в отставку с этой должности Кристине Григорян
Единственная дорога, по которому проходит автодорога, соединяющая Армению и Арцах с 12 декабря 2022 года перекрыт и контролируется, по сообщениям официального Баку, так называемыми экологическими активистами
Депутаты поддержали кандидатуру Петра Перевезенцева, отметив его заслуги работы в партии, общественно-политической жизни края, открытость для диалога и готовность работать на благополучие региона и его жителей
Председатель Совета по правам человека ООН Федерико Вильегас (Аргентина) объявил членов комиссии, которая займется расследованием военных преступлений в Украине. Об этом сообщается на сайте Организации Объединенных Наций.
На пленарном заседании 21 и 22 марта 2022 года Европейский суд по правам человека принял резолюцию о последствиях прекращения членства Российской Федерации в Совет Европы.