журнал о правах человека и деятельности национальных учреждений по их защите
Деятельность омбудсманов
Справочная информация
Исследования
Правозащитный дайджест


Ссылки на сайты Уполномоченных
Медработники в Кыргызстане боятся рассказать омбудсмену о проблемах отсутствия в больницах средств индивидуальной защиты от коронавруса

Токон Мамытов.

Число заразившихся коронавирусной инфекцией в Кыргызстане ежедневно растет. Среди инфицированных много медицинских работников. Причина заключается в том, что в больницах не хватае средств индивидуальной защиты от коронавируса.

На днях врач Бектур Апашев рассказал через социальную сеть Twitter, что «медикам не выдают средства индивидуальной защиты». Правда, через пару дней он удалил не только свой пост, но и аккаунт. А через два дня он публично попросил прощения якобы за недостоверную информацию, — пишет ИА «24.kg».

Первый вице-премьер-министр Кубатбек Боронов публично упрекнул другого врача в том, что он ходил в гости и там заразился и тем самым распространила новую смертельно опасную инфекцию. Врач о котором говорил чиновник — Тамила Нуркамилова. Она сейчас находится в реанимации. Ее состояние тяжелое. Коллеги не дают никаких прогнозов и молятся, чтобы она выкарабкалась.

Позже на брифинге замминистр здравоохранения Нурболот Усенбаев вынужден был признать: неправильно, когда врачи сообщают в соцсетях о проблеме, а их заставляют скрывать правду и оказывают давление.

Но ни он, ни глава Минздрава Сабиржан Абдикаримов так и не ответили на простые вопросы: почему с каждым днем увеличивается число инфицированных врачей, сколько медиков получили средства индивидуальной защиты, сколько еще остаются без них, почему скрываются конкретные данные, сколько помощи для медиков получило правительство и где эта помощь?

Эксперт по доказательной медицине Бермет Барыктабасова отметила: врачи болеют во всем мире, но только в Кыргызстане заражается каждый пятый медик. По ее словам, одна из причин — некачественные экспресс-тесты.

«Они дают только 20 процентов точности. То есть определить по ним, что человек инфицирован, нельзя. Первичные анализы зачастую оказываются ложно отрицательными, а человек, если у него нет ярко выраженных симптомов, даже не подозревает, что болен. Соответственно, и врач, полагаясь на результаты теста, не может сразу диагностировать коронавирус.

В других государствах заболевают те доктора, которые работают непосредственно в реанимациях, с тяжелыми. У нас подхватили COVID-19 те, кто обследовал контактных с первичными отрицательными анализами», — сказала Бермет Барыктабасова.

Юрист Клара Сооронкулова считает, что это последствия слабой подготовки: недофинансирование, отсутствие средств индивидуальной защиты и плохая информированность врачей именно со стороны Минздрава.

«Такой страшной пандемии, именно с таким контагиозным вирусом, мир не знал. Но у Кыргызстана до того, как инфекция попала к нам, был временной люфт, однако мы не использовали этот отрезок с пользой. Никто врачей не обучил, никто им не объяснил, как обезопасить себя, не снабдил респираторами. Многие подхватили инфекцию в обсервациях и при дворовом обходе, при общении друг с другом, когда их развозили в забитых автобусах по домам после смены. Не была своевременно проведена диагностика тех медиков, кто контактировал с паломниками из умры и другими прибывшими, и вот плачевный результат», — заметила она.

Экс-судья Конституционной палаты сомневается также в точности данных, которые приводит республиканский штаб, в частности Минздрав. Она полагает, что после обвинений первого вице-премьер-министра Кубатбека Боронова врачи будут бояться говорить, что заражены.

Советник министра здравоохранения Елена Баялинова согласна с мнением большинства, что медики оказались самой уязвимой категорией и вместо защиты получают угрозы.

«Но это не в компетенции Министерства здравоохранения — давить на врачей и заставлять их просить прощения за то, что сказали правду. У профильного ведомства достаточно забот. Я уверена, что Минздрав не прессует докторов. Здесь «потрудились» представители органов нацбезопасности. Медики оказались под ударом со всех сторон. У них нет достойной зарплаты, плюс их преследуют, плюс им не предоставляют нормальных условий, элементарно транспорта не хватает, чтобы развезти по домам. Добавьте еще к этому психологический стресс. Еще неизвестно, что с этими компенсациями, будут они или нет», — сказала она.

Она признала, что медики превратились в грушу для битья.

Очевидно и то, что факты заражения среди врачей свидетельствуют: медицина в Кыргызстане всегда была на правах бедной родственницы. В 2019 году удельный вес госрасходов на сферу здравоохранения от ВВП составил всего 4 процента. В 2020-м планировалось поднять до 5 процентов. Однако в недостатке денег врачи не виноваты, как и в том, что заразились коронавирусом.

«Ни в коем случае нельзя скидывать вину на самих врачей, обвинять их в заражении при походах на тои, давить и заставлять извиняться за информацию о недостаточности средств защиты или их качество! Мы живем не в «полицейском государстве» и в моменты эпидемии должны слышать голоса врачей, проблемы, правду, чтобы справиться с ситуацией, а не голоса ГКНБ», — заявила депутат Жогорку Кенеша Наталья Никитенко.

По словам Натальи Никитенко, однозначно медики находились в группе риска по заражению и все меры по недопущению этого должны были быть приняты.

«Мы будем ставить вопрос в парламенте о проведении тщательного изучения и даче оценки по вопросу заражения врачей, а также давления на них. Кроме того, внесен законопроект, предусматривающий защиту прав врачей, я рассчитываю, что коллеги поддержат. Неоднократно ставится вопрос о сохранении заработной платы медикам, которые не находятся на передовой, но планово принимали больных, особенно в первые дни карантина, затем были по возрасту или иным причинам отправлены в отпуск без содержания. Считаю, что это неправильное решение. Все медики должны быть поддержаны государством, и отпуск должен быть оплачиваемым либо выплачена компенсация за дни работы и вынужденные отгулы», — полагает Наталья Никитенко.

В свою очередь главврач Республиканской клинической инфекционной больницы Гульжигит Аалиев, отвечая на вопросы 24.kg, заверил, что в возглавляемом им стационаре никто ни на кого не давит и инфицированных нет.

Он отметил, что не согласен с мнением, будто одна из основных причин роста заболеваемости среди медработников в отсутствии средств защиты. Даже самые совершенные противовирусные костюмы не гарантируют спасение от COVID-19.

«В моей больнице врачи строго придерживаются всех необходимых противоэпидемиологических стандартов ВОЗ. Среди персонала инфицированных нет. Да, у нас были сложности с защитным обмундированием на первом этапе, но вопрос быстро решили. Что касается экспресс-тестов, так это было известно с самого начала, что они не дают стопроцентные результаты и у них высокий уровень погрешности. Только ПЦР-диагностика поможет выявить вирус», — сказал Гульжигит Аалиев.

Он добавил, что отвечать может только за свою клинику. Что происходит у коллег в регионах и почему болеют врачи, кто их запугивает, ему неизвестно.

Акыйкатчы (омбудсмен) Токон Мамытов, отвечая на вопросы 24.kg, отметил, что ситуация с врачами находится под его контролем его аппарата акыйкатчи.

Он рассказал, что ему известен случай с врачом Бектуром Апашевым, который заявил в Twitter, что медикам не выдают средства индивидуальной защиты.

По словам Токона Мамытова, сотрудники аппарата непосредственно встречались с врачами, которых также, как и Апашева, заставляли извиняться. По его словам, создана спецгруппа сотрудников, которая без огласки проводит работу, чтобы задокументировать и информировать республиканский штаб и правительство о нарушениях прав врачей.

Когда идет приватный разговор, большинство врачей отмечает те или иные недостатки, но когда просим уточнить детали, многие медики уклоняются от дальнейших контактов и на последующие попытки — отвечают: «вроде бы, так было, но сам не видел или показалось.



Метки:

Последние новости
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области,  по давней традиции встретилась со студентами Департамента "Факультет журналистики" Уральского федерального университета
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова 28 марта приняла участие в совещании... Read More »
Парламентские слушания «Развитие института уполномоченного по правам человека в условиях современных вызовов» прошли в Государственной Думе. В мероприятии приняли участие депутаты, сенаторы, уполномоченные по правам человека из всех регионов страны, представители Счетной палаты Российской Федерации, Генпрокуратуры и других федеральных ведомств, эксперты, общественники.
Европейский Союз объявил 25 февраля об очередной, десятой по счету, санкции против российских физических и юридических лиц. На этот раз в число лиц, которым запрещен въезд в страны ЕС, вошла Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Правовое регулирование деятельности: Закон об уполномоченном парламента 1967 г. и Законе об уполномоченном службе здравоохранения... Read More »
Биография
Парламент Армении ищет нового Защитника прав человека (омбудсмена), после того как спустя год работы досрочно ушла в отставку с этой должности Кристине Григорян
Единственная дорога, по которому проходит автодорога, соединяющая Армению и Арцах с 12 декабря 2022 года перекрыт и контролируется, по сообщениям официального Баку, так называемыми экологическими активистами
Депутаты поддержали кандидатуру Петра Перевезенцева, отметив его заслуги работы в партии, общественно-политической жизни края, открытость для диалога и готовность работать на благополучие региона и его жителей
Председатель Совета по правам человека ООН Федерико Вильегас (Аргентина) объявил членов комиссии, которая займется расследованием военных преступлений в Украине. Об этом сообщается на сайте Организации Объединенных Наций.