журнал о правах человека и деятельности национальных учреждений по их защите
Деятельность омбудсманов
Справочная информация
Исследования
Правозащитный дайджест


Ссылки на сайты Уполномоченных
Генеральный секретарь Совета Европы призывает Россию к созданию «Вертикали правосудия»

Генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрна Ягланда и Президент России Дмитрий Медведев на Первом Петербургском международном юридическом форуме, 20-21 мая 2011 года

Выступление Генерального секретаря Совета Европы Турбьёрна Ягланда на Первом Петербургском международном юридическом форуме, 20-21 мая 2011 года.

«На протяжении 60 лет Совет Европы стремится построить Европу, основанную на ценностях. После двух разрушительных войн, за менее чем три десятилетия, политические руководители поняли, что не будет подлинного примирения, единства и прочного мира без демократии, прав человека и верховенства права. Именно потому в 1949 году и был основан Совет Европы.

В Совете Европы была создана уникальная и всеобъемлющая система защиты и продвижения прав человека и существует полный набор инструментов – юридических документов, механизмов мониторинга, программ содействия, средств распространения информации и форумов для дискуссий и коллективного реагирования.

Принимая во внимание характер этого уважаемого Форума, я хотел бы начать с концепции общих правовых стандартов, как одного из наших главных достижений.

Действительно, на протяжении многих лет и при помощи наших государств-членов мы создали то, чего в Европе никогда до сих пор не было– общее правовое пространство, основанное на принципах демократии и прав человека.

Наше общее правовое пространство – это термин, который используется для описания всего арсенала конвенций Совета Европы и в более широком плане – юридических стандартов, которые коллективно определены и согласованы в рамках нашей Организации. Это правовое измерение связывающих нас воедино наших общих ценностей.

В сердцевине этого правового пространства находится, разумеется, Европейская конвенция о защите прав человека, которая, вместе с Европейским судом по правам человека, является его главным стражем. Все это представляет собой уникальный региональный механизм, созданный для выполнения Всеобщей декларации о правах человека, и оказывающий такое влияние на внутренние юридические системы, которого никогда не было за всю историю.

Стороны в Европейской конвенции о защите прав человека взяли на себя обязательство обеспечивать для всех людей, находящихся под их юрисдикцией, ряд гражданских и политических прав и свобод. Принятые в последствии протоколы расширили первоначальный список прав, а прецедентное право Европейского суда по правам человека укрепило и развило эти права, продемонстрировав тем самым динамичный и эволюционирующий характер этой системы.

Согласие суверенных государств на то, чтобы наднациональный суд пересматривал постановление национального судебного органа, и при этом быть обязанными выполнять постановление этого наднационального суда, стало историческим и уникальным шагом в международном праве. Это претворяет на практике теорию основополагающего характера прав человека, так как права занимают прочное место и стоят выше закона и практики государств. Это воплощает и демократическую веру в то, что некоторые основополагающие права и свободы человека не подчиняются узким политическим интересам.

Присоединение к Конвенции Европейского Союза, о чем в настоящее время ведутся переговоры, объединит – в одной системе юридически обязывающих стандартов и в рамках одного Суда – все основные власти в Европе и в Европейском Союзе. И это будет новым историческим достижением.

Разумеется, в повседневных отношениях Конвенции с национальными юридическими системами 47 стран возникают многочисленные юридические вопросы. У каждой страны есть свои области озабоченности – и Российская Федерация в этом смысле не является исключением.

Сегодняшний Форум предоставляет великолепную возможность обсудить эти области озабоченности и, что еще более важно, то, как на них реагировать.

В этом году мы отмечаем 15-ую годовщину присоединения России к Совету Европы. За эти 15 лет Европейский суд по правам человека стал важным юридическим фактором в российской правовой системе. При этом наши отношения продолжают развиваться и многое еще предстоит сделать.

Сегодня наш общий императив – это реформа страсбургского Суда. Объем нерассмотренных дел в Суде продолжает расти, хотя Протокол 14, который вступил в силу года назад благодаря ратификации со стороны Российской Федерации, начал приносить определенные результаты. Однако необходимо предпринимать дальнейшие усилия.

Реформа Суда является во многом неотъемлемой частью общей реформы Совета Европы, которую я начал проводить, став генеральным секретарем Совета Европы полтора года тому назад. Мы не должны забывать, что вся система Конвенции разрушится, если Суд не сможет осуществлять свою работу. В тоже время Суд зависит от программ мониторинга и оказания помощи со стороны Совета Европы, ибо количество заявлений в Суд может быть эффективно сокращено только благодаря более действенным средствам правовой защиты на национальном уровне. Именно поэтому я, в условиях проводимой реформы, направляю все больше наших ресурсов на оказание содействия странам-членам в адаптации их законов и судебных систем к Конвенции.

Ключевое слово, определяющее то, как Конвенция соотносится с внутренней правовой системой, это субсидиарность. Сегодня этот принцип имеет еще более важное значение, чем когда бы то ни было. Главное понятие, лежащее в основе этого принцип, состоит в том, что механизм Конвенции призван не решать вопросы в первой инстанции, и не навязывать конкретный выбор мер, когда речь идет о преодолении той или иной проблемы в государстве-члене.

Напротив, Конвенция в значительной степени опирается на возможности национальных систем быстро и эффективно решать проблемы у их источника, при этом с должным уважением к национальному праву. Иными словами, именно национальные средства правовой защиты и национальные решения являются ключевым фактором при преодолении нынешних проблем Суда.

Аналогичным образом, результаты любой страны в страсбургском Суде основаны не на общем количестве нарушений Конвенции в этой стране, а на количестве тех нарушений, которые не были эффективно исправлены в рамках внутренней правовой системы. И именно это и есть тот ключевой момент, по которому необходимо иначе подойти к отношениям между Россией и системой Конвенции.

Как я в целом вижу, эти отношения отличаются в настоящее время двумя основными проблемами:

Во-первых и прежде всего, даже краткий обзор постановлений Суда и до сих пор невыполненных решений показывает, что не удалось решить относительно небольшое количество, но тем не менее сохраняющихся структурных проблем, которые стоят за очень большим числом обращений в Суд.

Наши российские коллеги знают их очень хорошо и здесь нет необходимости вдаваться в подробности. Некоторые из этих проблем по-прежнему не решаются, однако некоторые были решены эффективным образом.

Позвольте мне привести пример такого успешного решения, в частности, первое пилотное постановление Суда в отношении России, связанное с неисполнением решений российских судов со стороны исполнительных органов. До пилотного дела два года тому назад страсбургский Суд был вынужден выносить сотни решений по таким делам каждый год, действуя при этом практически как «суд первой инстанции». Эта ситуацию сохранялась слишком долго, несмотря на требование субсидиарности и широкого признания этой проблемы со стороны всех национальных органов власти. К счастью, теперь у нас есть необходимая политическая воля и межминистерская координация, и было внедрено эффективное внутреннее средство правовой защиты.

Пакет законов, подписанных в прошлом году Президентом Медведевым и направленных на предоставление соответствующей компенсации пострадавшим от необоснованно долгих судебных разбирательств и задержек в исполнении решений, стал действительно важным шагом вперед. Я уже имел возможность высоко оценить Ваши усилия, господин Президент, когда мы встречались в декабре 2009 года, в связи с Вашей личной приверженностью этим вопросам, что и обеспечило в конце концов успех. Хотел бы напомнить, что эта реформа стала также результатом интенсивного сотрудничества между Россией и Советом Европы. Такая помощь и сотрудничество и есть основная задача нашей Организации – сам смысл ее существования.

Хотел бы призвать все российские органы власти и дальше развивать эту успешную реформу и создавать, без дальнейших проволочек, эффективные внутренние средства правовой защиты в отношении других частых нарушений, устанавливаемых Судом в отношении России.

Эти размышления о внутренних средствах правовой защиты подводят меня ко второму важнейшему вопросу, а именно к роли российских судов высшей инстанции в эффективной защите прав, гарантированных на основании Конвенции.

Многие дела в отношении России, находящиеся на рассмотрении в Европейском Суде по правам человека, представляют собой апелляции на решения региональных судов примерно 80-ти субъектов Российской Федерации. В большинстве случаев они не рассматриваются в Верховном суде. Более того, Конституционный суд обладает ограниченной юрисдикцией и не может систематически рассматривать вопросы соблюдения Конвенции. В результате этого в стране именно региональные суды чаще всего выносят окончательные решения, которые потом российские граждане оспаривают в Страсбурге.

В такой огромной стране, как Россия, окончательные решения должны приниматься высшей национальной судебной инстанцией федерального уровня — будь то Верховный Суд или Конституционный Суд. Поэтому и внутренняя судебная процедура в России должна быть соответствующим образом перестроена. В определенном смысле, используя политические термины, хорошо известные в российском политическом словаре, в российской судебной системе еще не создана «вертикаль». А ведь это действительно необходимо.

Я бы настойчиво рекомендовал компетентным российским властям уделить приоритет этому вопросу и добиться того, чтобы судебное рассмотрение в Верховном суде во всех случаях стало эффективным внутренним средством правовой защиты, гарантирующим как правовую определенность, так и высокое качество правосудия. Это поможет также решить проблему с накопившимися делами в Суде в Страсбурге.

*****

Позвольте мне завершить выступление одним общим комментарием.

Задача этого Форума состоит в том, чтобы продвигать идеи, связанные с модернизацией законодательства в контексте изменений, которые в настоящее время происходят в наших обществах. Это включает и те вызовы, которые связаны с важностью улучшения взаимодействия между правовыми системами, а также с принятием общих подходов к развитию права в условиях глобализации.

Я понимаю, что вы будете обсуждать разные вопросы, связанные с модернизацией российской правовой системы с учетом европейских правовых стандартов, но также и с адаптацией европейских правовых норм таким образом, чтобы это помогало ответить на стоящие перед нашими обществами новые вызовы.

Это важно. Важно потому, что быстро меняются общества. Меняются и взгляды людей. А мы должны соответствующим образом адаптировать наши законы и стандарты. Хороший пример тому – новая Конвенция Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и бытовым насилием.

Для того, чтобы завершить тем, с чего я начал, скажу следующее: война в Европе разразилась из-за того, что при нацистском режиме были полностью разрушены прав человека и верховенство права.

И в конце я хотел бы совершенно определенно четко заявить, что в Европе не будет прочного мира – и не будет единства – без полного соблюдения наших общих ценностей, основанных на Европейской конвенции о защите прав человека.

Желаю успеха вашим дискуссиям и благодарю за внимание.»




Последние новости
Бизнес-омбудсмен Курской области Денис Водопьянов выступил на международной научно-практической конференции
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области,  по давней традиции встретилась со студентами Департамента "Факультет журналистики" Уральского федерального университета
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова 28 марта приняла участие в совещании... Read More »
Парламентские слушания «Развитие института уполномоченного по правам человека в условиях современных вызовов» прошли в Государственной Думе. В мероприятии приняли участие депутаты, сенаторы, уполномоченные по правам человека из всех регионов страны, представители Счетной палаты Российской Федерации, Генпрокуратуры и других федеральных ведомств, эксперты, общественники.
Европейский Союз объявил 25 февраля об очередной, десятой по счету, санкции против российских физических и юридических лиц. На этот раз в число лиц, которым запрещен въезд в страны ЕС, вошла Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Правовое регулирование деятельности: Закон об уполномоченном парламента 1967 г. и Законе об уполномоченном службе здравоохранения... Read More »
Биография
Парламент Армении ищет нового Защитника прав человека (омбудсмена), после того как спустя год работы досрочно ушла в отставку с этой должности Кристине Григорян
Единственная дорога, по которому проходит автодорога, соединяющая Армению и Арцах с 12 декабря 2022 года перекрыт и контролируется, по сообщениям официального Баку, так называемыми экологическими активистами
Депутаты поддержали кандидатуру Петра Перевезенцева, отметив его заслуги работы в партии, общественно-политической жизни края, открытость для диалога и готовность работать на благополучие региона и его жителей