Гражданский активист Андрей Киселев думал, что выбрал для проведения одиночного пикета самое безопасное место столицы России – у входа в офис Уполномоченного по правам человека страны. Но, он ошибся.
Утром, 22 июня гражданский активист Андрей Киселев организовал одиночный пикет у входа в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на улице Мясницкая, дом 47 в Москве. Плакат, который он держал в руке, содержал призыв «Отпустите Аню домой… Свобода детям».
На месте акции присутствовали еще два человека: журналисты Николай Глухин и Денис Стяжкин, которые снимали на видео все происходящее.
Спустя несколько минут из здания на улице Мясницкая, 47 вышел молодой человек, представившийся сотрудником аппарата федерального омбудсмена, и пригласил пикетчика войти в здание и в специальной комнате для приема заявления к Уполномоченному по правам человека в РФ написать обращение на имя Татьяны Москольковой. «И вы можете пройти с ним», предложил молодой госслужащий журналистам. Последние согласились и вместе с пикетчиком прошли в комнату для приема граждан.
Внутри помещения всем было предложено изложить на бумаге свои требования. Однако, пока ни в чем не подозревающие граждане писали, в комнату вошел полицейский в звании старшего лейтенанта. Увидев камеру (телефон), он потребовал произвести все съемки в присутствии представителей пресс-службы ГУВД Москвы, которых, естественно, там не было. Граждане пытались возразить, но старший лейтенант стоял на своем. И на слова одного из его оппонентов, что «мы действуем в рамках закона, так как полицейский находится при исполнении своих служебных обязанностей», последний утверждал лишь, что они «обязаны исполнять требования сотрудника полиции и в случае несогласия могут потом обжаловать законность его требования». Сотрудник аппарата Уполномоченного по правам человека занял нейтральную позицию, не находя, по всей вероятности, каких-либо аргументов в поддержку кого-либо из спорящих сторон. Он также не ответил на вопрос журналиста, зачем он вызвал полицейского.
После завершения возникших словесных баталий, полицейский заявил гражданам, которые несколько минут до этого спорили с ним о своих правах, о том, что все они будут доставлены в ближайший отдел внутренних дел города Москвы для выяснения всех обстоятельств организации пикета.
«Чтобы у вас не возникали вопросы на улице, хочу сообщить, что во время проведения чемпионата мира по футболу любые шествия, митинги и даже одиночные пикеты запрещены».
Полицейский не стал слушать возражения со стороны задержанных, двое из которых (журналисты), по его словам, задержаны для дачи свидетельских показаний, а гражданский активист – для решения вопроса его наказания за нарушение административного законодательства о митингах и шествиях.
Вскоре все трое были доставлены в отдел полиции, о чем Денис Стяжкин сообщил на своей странице в Твиттере: «Нас задержали. Везут в Красносельское ОВД. Задержали сразу на выходе из офиса Москальковой. Два журналиста и один пикетчик @OvdInfo 16:42 — 22 июн. 2018 г.
По словам Стяжкина, журналисты пришли в офис омбудсмена написать обращение в защиту обвиняемых по делу «Нового величия». После задержания их доставили в один из отделов полиции и отпустили. На стоявшего в пикете Киселева составили протокол.
Через несколько минут появилось новое сообщение: «Журналистов — меня и Николая Глухина отпустили из Красносельского ОВД, даже объяснение не брали. Продержали 15 минут в коридоре и сказали, что свободны. А Андрея, который стоял в пикете, продержали в отделе около 3х часов, составили протокол по части 5 статьи 20.2 КоАП (нарушение порядка проведения публичного мероприятия) и тоже отпустили из ОВД.
Что же касается пикета, то он был организован, как уже сообщалось, в поддержку несовершеннолетних арестованных по делу движения «Новое величие».
Понял полицейский или нет, но он своими действиями обесценил институт Уполномоченного по правам человека в России. Аналогичные слова можно сказать и в адрес служащего аппарата омбудсмена, который способствовал этому. Произвести задержание граждан в здании государственного защитника прав человека — это высшая степень цинизма и вседозволенности. Если учесть, что возможное административное правонарушение имело место вне данного помещения.
Напомним, в середине марта в Москве были арестованы участники ранее неизвестного движения «Новое величие». Их обвинили в создании экстремистского сообщества. Обвиняемые, в свою очередь, заявили о применении к ним пыток.
Всего по делу «Нового величия» проходят десять человек: шестеро из них, включая 18-летнюю Анну Павликову, находятся в СИЗО, еще четверо – под домашним арестом. При этом, как заявляют адвокаты арестованных, все обвинение строится на показаниях трех мужчин, которые до сих пор на свободе. По данным защиты, один из них рассказал, что был внедрен в группу по заданию ФСБ. Он же написал устав организации, занимался сбором денег и арендовал помещение для встреч. Протоколы допросов этих людей почти полностью изъяты из материалов дела.