журнал о правах человека и деятельности национальных учреждений по их защите
Деятельность омбудсманов
Справочная информация
Исследования
Правозащитный дайджест


Ссылки на сайты Уполномоченных
Омбудсманы должны быть с журналистами
Татьяна Мерзлякова, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области

Татьяна Мерзлякова (фото с официального сайта)

Так считает Татьяна Мерзлякова – Уполномоченный по правам человека в Свердловской области, одна из опытнейших и известнейших омбудсманов России и первых женщин, занявших эту должность в субъектах России. Сама она по первому образованию журналист. Позже, став главным правозащитником в своем регионе, получила также юридическое образование, но по-прежнему остается верной первой профессии — поэтому неслучайно, что уральские журналисты считают ее своим защитником. А сама Татьяна Георгиевна считает журналистов всех средств массовой информации основными партнерами омбудсманов.

– Защитой прав человека на государственном уровне занимаются многие, – говорит Татьяна Георгиевна, – суды и адвокаты, милиционеры и прокуроры. Защищают людей депутаты и различные инспекторы госинспекций, растет количество партийных приемных и юридических клиник, общественные правозащитники ведут свою деятельность непримиримо и уверенно, защищая права человека. Вместе с тем, почему-то, не пустует и приемная Уполномоченного по правам человека. Причина одна – в результативности и эффективности их деятельности. Это достигается за счет нестандартного, неравнодушного подхода к нашим посетителям, но важнее другое – Уполномоченный действует на публичном поле — во многом благодаря СМИ.

Именно благодаря тому, – продолжает Татьяна Мерзлякова, – что основным партнером Уполномоченного по правам человека Свердловской области в защите прав человека является пресса, мы заняли свою нишу на правозащитном поле региона. Самое интересное, что за последние семь лет у нас не было конфликтов и разногласий ни с прокуратурой, ни с другими правоохранительными органами. Возможно, наше публичное поле деятельности более эффективно, чем жесткие рамки закона, все еще не совершенного.

А почему же не всегда складывается это сотрудничество у других омбудсманов, – задается она вопросом и отвечает на него:

– За годы работы я поняла главное: сотрудничество — самое сложное. Куда проще провести совещание с другими партнерами, направить им письма. В публичном пространстве можно «пострадать» быстрее, чем в любом другом: перестанешь вникать в какую-то ситуацию – твои общие фразы в «синхроне» выдадут тебя, ошибешься, не проявишь позицию – это заметят жители области. И однажды она сказала себе: «Надо рисковать!»

– Институт Уполномоченного по правам человека состоится только тогда, когда о нем заговорят вслух. Но это не просто. Надо с журналистами постоянно работать в тесном контакте. В противном случае, может появиться в СМИ искаженная информация, которая не отражает точку зрения уполномоченного. Вот пример из моей практики. В трех публикациях — в разных областных газетах и в двух телесюжетах (на областном канале и на «НТВ») – была процитирована позиция Уполномоченного по правам человека в Свердловской области по разным вопросам. И если к телеканалам не было вопросов, как и двум публикациям в прессе (одна из них была опубликована за подписью пресс-секретаря Уполномоченного, другая – под названием «Берегите трудовую книжку» была подготовлена опытным журналистом «Областной газеты» со ссылкой на наши примеры и консультации), то третья публикация (в региональной «Комсомолке») полностью искажала нашу точку зрения по поводу вспышки пневмонии у солдат Еланского учебного центра Приволжско-Уральского военного округа в январе 2009 года. Факты, изложенные в данном материале, мягко говоря, были некорректны и, в какой-то мере бросали тень на работу Уполномоченного. Журналист упрекала Уполномоченного в том, что он не назвал «виновника» трагедии – командира дивизии, который был отстранен от должности до окончания расследования. Корреспондент не удосужился обратиться за комментарием ни ко мне, ни к моему пресс-секретарю и даже не посмотрела сайт Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, где был выложен пресс-релиз по этому поводу.

Разумеется, что мне, как уполномоченному, было неприятно. Ну, что же делать? Не судится же с молодыми неопытными журналистами? В таких случаях я стараюсь учить их быть корректными и помнить основы журналистской профессии. К сожалению, говорит Татьяна Георгиевна, молодые ребята, пришедшие в журналистику, и не прошедшие школу профессии, как это было у старших поколений, склонны допускать всякого рода неточности. Тем не менее, нам с этими ребятами надо работать дальше: обязывает наша должность – мы должны руководствоваться не только законом, но и голосом совести, справедливости. Наша работа публичная, хотим мы этого или не хотим. Мы должны донести свою мысль чаще всего не для одного человека, а для большой аудитории. Нас ведь не будут знать те, для кого мы созданы, если мы не появимся в публичном пространстве. Убеждена, что средства массовой информации — серьезная сила в обществе.

С помощью СМИ Уполномоченный решает минимум две задачи: повышает доверие людей к власти (очень часто люди судят просто: если это сказано Уполномоченным по телевизору, значит, власть знает об этих проблемах) и вторая: с помощью прессы усиливается влияние на «силовиков», да и на властные структуры тоже. Часто в своем кругу они обсудят ту или иную проблему, а потом забывают о ней. Но, зная, что Уполномоченный по правам человека может озвучить ее – предпочитают решить ситуацию.

Очень важно, чтобы все Уполномоченные по правам человека понимали, как они важны для СМИ. Мы, в силу своей должности, популярны и узнаваемы, и поэтому предпочтительны любому иному комментатору. Уполномоченный знает о том, что волнует граждан, читателей, зрителей, слушателей, не понаслышке. Поэтому мы более откровенны и прямы, чем другие представители органов власти. Уполномоченные более профессиональны также по сравнению с некоторыми общественниками, хотя и не всегда.

Профессиональные знания работы журналистского корпуса помогают Татьяне Георгиевне также лавировать в информационном потоке. Она, четко понимает, что спрос на Уполномоченного высок, когда нет иных новостей.

– Но надо думать и учитывать, что когда идут «топовые» новости, стоит ли устраивать пресс-конференции. Ведь журналисты могут даже тему прав человека подвести под нее. Так, на ежегодной пресс-конференции 10 декабря, где я говорила о том, сколько еще надо сделать, чтобы права человека из теории воплотились в практику, корреспондент одного известного информагентства задал мне вопрос: «как я отношусь к назначению Николая Винниченко полпредом Президента России в УрФО?». Его назначили как раз накануне, и я к этому, как все понимают, никакого отношения не имела. Но поскольку мой стиль – это всегда честный ответ журналистам, я сказала, что на предыдущем месте в должности руководителя службы судебных приставов он был для меня важнее. И что вы думаете, это информагентство «сбрасывает» анонс: «Мерзлякова против назначения Винниченко». Переполошились представители разных уровней власти. Надо сказать, что тогда пришлось поработать с разными СМИ, чтобы было сказано и показано, как на самом деле звучал мой ответ на данный вопрос. И это было очень достойно на фоне обсуждения одной конкретной правозащитной тематики – исполнения судебных решений.

Благодаря своей открытости и смелости Уполномоченный по правам человека в Свердловской области добилась того, что его слова не рискуют «вырезать» даже подконтрольные какими-либо структурам СМИ.

– Мы имеем такое разнообразие, какое вряд ли есть у какого-либо другого источника информации. Благодаря нашей географии деятельности (это вся область), разнообразию форм и методов работы к нам тянутся СМИ. И еще – мы чаще других можем позволить себе высказать альтернативную точку зрения по любому принимаемому закону или иному решению. Поэтому заверяю своих коллег-уполномоченных, кто еще не понял, каким информационным ресурсом он владеет, что СМИ заинтересованы в Уполномоченных не меньше, чем мы в них. И по большому счету, у нас много общего: мы представляем институты гражданского общества, имеем право на независимость, на критический взгляд на действия власти. Мы – это Уполномоченный и СМИ. К тем и другим люди идут за помощью, а власть, будем честны, несколько высокомерна и к тем, и другим. Мы на виду, мы можем и должны защищать друг друга.

Поделюсь своим опытом: с первых же дней в должности Уполномоченного я избрана секретарем Правления Свердловского отделения Союза журналистов. Это общественная должность, и закон не запрещает мне заниматься этим делом. К сожалению, приходится констатировать, что наши журналисты сегодня разделены по политическим, экономическим и прочим мотивам. Но, что примечательно, за этот период трижды проходили выборы членов правления Союза и все не любящие друг друга журналисты голосуют одинаково за меня. Думаю, что для этого есть причины: у меня как уполномоченного по правам человека на контроле находятся все факты давления на прессу, в том числе и физического. Встречи с главами администраций, прокурорами, письменные обращения — хоть не во всех случаях, но воспитывают уважение к прессе. Не поддерживаю главу администрации, если он убирает толкового редактора. Кстати, все (!) случаи разборок глав с прессой привели к тому, что пресса выживала, а глав народ менял. Фактов таких много: поначалу это были небольшие города Ирбит и Талица, а затем Первоуральск с Нижним Тагилом. Конфликты между властью этих населенных пунктов и прессой закончились тем, что главы администраций в них уже не работают, а пресса продолжает выполнять свои функции. Об этих примерах я говорю везде, на всех собраниях с чиновниками: «учитесь работать с прессой», говорю им.

Вместе с тем, надо воспитывать и социальную ответственность у прессы, считает омбудсман Мерзлякова. Она совмещает свою работу с преподавательской деятельностью на факультете журналистики Уральского госуниверситета. Ее занятия посвящены двум темам: правам человека и журналистской ответственности в сфере прав человека. Декан факакультета Б.Н. Лозовский сам бывает на занятиях и говорит, что ему не просто это интересно, но и важно, как преподавателю. Но основным инструментом влияния на СМИ может быть только корпоративное сообщество, а потому я вхожу в «Большое жюри» региональной общественной организации «Свердловский Творческий Союз журналистов» чтобы работать над пониманием журналистской ответственности.

– Но везде участвовать невозможно, – с сожалением отмечает омбудсман, поэтому вместо нее в состав Общественного совета при Палате Представителей Законодательного Собрания Свердловской области по защите здоровья, духовно-нравственного развития детей и молодежи от негативного воздействия информации, а также в жюри конкурсов средств массовой информации, входит его пресс-секретарь. – Главное, чтобы журналисты поняли: у них есть надежный защитник в лице Уполномоченного по правам человека.

Поскольку необходимость сотрудничества важна, то нужно обязательно спланировать стратегические задачи такого партнерства. Здесь много зависит от регионов. В информационно-насыщенной Свердловской области, где «Областная газета» уже в пятый раз признается самой тиражной газетой среди региональных газет России, – лучше опубликоваться один раз в этой газете, чем выпустить два журнала для собственного круга. Так, публикация «Не делайте людям больно» в честь дня прав человека вызвала такой общественный резонанс, что ее обсуждали на аппаратном совещании в Правительстве Свердловской области. Есть очень много других средств, которые каждый уполномоченный должен учесть при планировании своей работы со СМИ.

Прежде всего, надо помнить об уровне СМИ, говорит Татьяна Георгиевна, ведь общение с «районками» (моими любимыми изданиями) очень отличается от областной прессы. Раз в году она обязательно общается в узком кругу редакторов районных газет, пишет для них, чаще и по их просьбам. Обязательным, ни разу не отмененным пунктом ее посещения городов и районов области являются встречи с местными журналистами и обсуждение итогов их совместной работы.

В «Областной газете» вошли в традицию ежегодные «летучки» с Уполномоченным, а в течение года Уполномоченный постоянно взаимодействует с редакцией. Не забывает Татьяна Георгиевна сотрудничать также с многотиражками и считает все это важным с точки зрения правого просвещения и защиты прав граждан.

– Что касается ежедневной работы со СМИ, то, на мой взгляд, надо меньше рассчитывать на свой сайт, лучше обязательно рассылать во все ведущие СМИ пресс-релизы. Помните, – обращается она к своим коллегам-уполномоченным, – что дружба с наиболее популярными журналистами окупается сторицей.

Мне доводилось слышать от коллег, что многие из них не любят выступать в прямом эфире. А я обожаю прямой эфир, и это оправданно: в прямом эфире тебя никто не правит. А выступление по предварительной записи иногда может иметь неожиданные последствия. Например, однажды на меня подал в суд один неэффективный предприниматель, по фамилии Федулеев, потому что «Областное телевидение» в программе «События» вырвало из контекста и показало кадр с единственной моей фразой: «Федулеев должен сидеть в тюрьме». В контексте, разумеется, она звучала иначе. Тем не менее, в суде мы показали свою невиновность, а суд посчитал, что Уполномоченный имеет право высказать свою позицию даже в таком виде.

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области может писать многое из своего опыта сотрудничества с радио, телевидением и, особенно, с информационными агентствами. Но она решила заострить свое внимание лишь на двух моментах:

– У меня есть табу только по работе с желтой прессой – подведут, подставят, да и вообще – не наш уровень.

Не судиться со СМИ. Просто, не реагирую на критику, если с ней не согласна. Этому меня научил бывший губернатор нашей области. Однажды перед избранием меня на второй срок издания одной политической силы набросились на меня по трем позициям. И если по двум я могла с ними спорить – это мое дело, во что я верю, с кем дружу, то по третьей совсем не согласна, поскольку это было несправедливое обвинение. Я рассказала об этом губернатору, а он в ответ: «Не спорь. Ты достигла такого уровня влияния, что они воюют с тобой. Была бы ты пустым местом – с тобой бы не воевали. И вообще трагично, только, когда пишут некролог. Все остальное зависит от степени твоей влиятельности».

Осторожна я и с гламурными изданиями, хотя они хотели бы общаться со мной. Я иногда все-таки сотрудничаю с этими изданиями, оставаясь, что называется, при должности.

Из добрых советов считаю важным донести до коллег мысль: «Доверяйте редактору». Не думаю, что кому-то в СМИ выгодно исказить наш взгляд. Поддерживайте СМИ, продвигайте их материалы на различные правозащитные конкурсы. У нас каждый год есть свои лауреаты в федеральных конкурсах, например, имени Андрея Сахарова, Артема Боровика и других.

Пресса благодарна, когда мы начинаем расследования по следам их выступлений. Поддерживаем многие темы, которые подняли журналисты. Например, один наш местный журналист – Ирина Перова – подняла тему о «беспределе» правоохранительных органов в небольшом городе Серове. Конечно, это наша общая проблема. Мы проверили факты и довели это дело до суда, журналистское расследование Ирины Перовой порекомендовали на Всероссийский конкурс «Журналистика как поступок». Она стала его лауреатом.

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области иногда воспитывает СМИ «по-доброму», особенно по вопросам толерантности по отношению к этническим группам населения. Учить и растить журналистику как правозащитного партнера — в интересах Уполномоченных.

– История отечественной журналистики показала, что главным ее героем был средний человек, – говорит Татьяна Мерзлякова. – Недолгая история института Уполномоченного по правам человека показала, что для нас главным остается этот же человек. Если мы боремся за человека, мы должны быть вместе со СМИ.

Конечно, мои семнадцать лет в журналистке, которые были и радостью, и болью, накладывают особый отпечаток на сотрудничество со средствами массовой информации. Именно поэтому я стараюсь искренне донести эту мысль до своих коллег, у которых журналистика вызывает пока что раздражение. Я их понимаю, журналисты очень сложны для восприятия, особенно для юристов, но они должны быть с нами, а мы – защищать от всех, кто не хочет услышать мнения, не совпадающего с официальным. Убеждена: когда вдруг нам будет трудно – журналисты будут с нами. Но лучше, чтобы они были с нами всегда, даже когда нам многое удается сделать.




Последние новости
Бизнес-омбудсмен Курской области Денис Водопьянов выступил на международной научно-практической конференции
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области,  по давней традиции встретилась со студентами Департамента "Факультет журналистики" Уральского федерального университета
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова 28 марта приняла участие в совещании... Read More »
Парламентские слушания «Развитие института уполномоченного по правам человека в условиях современных вызовов» прошли в Государственной Думе. В мероприятии приняли участие депутаты, сенаторы, уполномоченные по правам человека из всех регионов страны, представители Счетной палаты Российской Федерации, Генпрокуратуры и других федеральных ведомств, эксперты, общественники.
Европейский Союз объявил 25 февраля об очередной, десятой по счету, санкции против российских физических и юридических лиц. На этот раз в число лиц, которым запрещен въезд в страны ЕС, вошла Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Правовое регулирование деятельности: Закон об уполномоченном парламента 1967 г. и Законе об уполномоченном службе здравоохранения... Read More »
Биография
Парламент Армении ищет нового Защитника прав человека (омбудсмена), после того как спустя год работы досрочно ушла в отставку с этой должности Кристине Григорян
Единственная дорога, по которому проходит автодорога, соединяющая Армению и Арцах с 12 декабря 2022 года перекрыт и контролируется, по сообщениям официального Баку, так называемыми экологическими активистами
Депутаты поддержали кандидатуру Петра Перевезенцева, отметив его заслуги работы в партии, общественно-политической жизни края, открытость для диалога и готовность работать на благополучие региона и его жителей