журнал о правах человека и деятельности национальных учреждений по их защите
Деятельность омбудсманов
Справочная информация
Исследования
Правозащитный дайджест


Ссылки на сайты Уполномоченных
Права человека на оперной сцене

Когда современный американский композитор Филипп Гласс написал музыку на тексты, которые трудно назвать оперным либретто, то казалось, это не для нас, привыкших к классической опере, избалованных текстами Пушкина, Лермонтова. И блестящая премьера в Роттердаме оставила восхищенные рецензии на правозащитных сайтах, крайне редко уделявших место опере. Казалось, все это далеко.

Но наш театр в последние годы даже Пушкина ставил в современном восприятии, подчеркивая нравственную линию жизни как основную. «Борис Годунов» для меня стал спектаклем, в котором подчеркнуто и музыкой, и поэзией, и самой постановкой – власть должна быть нравственной.

В «Сатьяграхе» с первых минут начинаешь понимать: нравственные законы жизни выше и важнее любых иных. И когда законы писаные ущемляют простое право одних чувствовать себя человеком, жить в гармонии с окружающим миром, и возвеличивают права других в превосходстве над теми, кого завоевали, кто отдан им в подчинение, возникает неизбежный конфликт. Почти всегда – это войны. Но не всегда. Образ великого Махатмы Ганди тем и велик, что без единой капли крови он отстоял право миллионов на свободу и обычную жизнь без унижений и насилия.

Поклониться нужно и директору театра, и постановочной группе, и труппе, создавшим этот художественный подарок екатеринбуржцам. Создатели спектакля поверили нашей публике. Уверена, что не в каждом городе и даже не в каждой стране даже самый сильный театр рискнул бы на такую постановку. Нужна публика, готовая принять спектакль-размышление, спектакль-переживание, спектакль осмысление…

Жизнь по нравственным законам так естественна для мировых мыслителей, борцов за права своих народов и так сложно воспринимается всесильными вершителями судеб мира. Не случайно, строки Махатмы Ганди, которые меняются на экране, становятся гармоничной составляющей этого спектакля.

«Скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы – правильно и что те, кто придерживается иных с нами взглядов – враги отечества». Сказано Махатмой Ганди более века назад, и сказано в другой стране, в другой культуре, но как актуально…

Ненасилие в борьбе – как это востребовано сегодня. Но, увы, агрессия, война – это чаще, чем нужно современному миру.

Спектакль, конечно же, о правах человека, о борьбе за гражданские права. И Мартин Лютер Кинг не случайно встраивается в общую канву оперы, и образ Льва Толстого с его непротивлением злу насилием – все это философия, несущая нравственное отношение к борьбе.

Спектакль нужен современному зрителю. Он вольно либо невольно развенчивает три мифа о правах человека, появившихся в сегодняшней жизни.

Первый из них о двойных стандартах: если речь идет о борьбе за настоящие права человека, то никаких иных стандартов быть не может, кроме прав человека, которые не подменить, не заменить, не имитировать. И на сцене мы видим естественные, жизнью продиктованные настоящие права человека. А двойные стандарты? Народ все понимает и верит Махатме Ганди, его «Индиан опиньон» (блестяще поданной художниками в сцене с газетой), а не иным рупорам политиков и властей.

Второе – это простое развенчание монополии на права человека, которая в современной жизни отдана только Западному миру. Но кто осмелится сказать, что философия Ганди – это не борьба за права человека? А это философия отнюдь не западного лидера, и на территории не западного мира, и вдохновитель ее, по признанию самого Ганди, Лев Толстой. Индия, Южная Африка, Россия, Америка – весь мир на сцене. А мы об этом забываем сегодня.

И третье – девальвация самого понятия «права человека», о чем все чаще говорится с трибун. Но опера показала: люди всегда и везде будут отстаивать свои права. Как и какими методами?

Екатеринбургский театр оперы и балета своей замечательной в художественном исполнении премьерой показал нам выбор великого Ганди: «Одолевайте ненависть любовью, неправду – правдой, насилие – терпением».




Последние новости
Депутаты поддержали кандидатуру Петра Перевезенцева, отметив его заслуги работы в партии, общественно-политической жизни края, открытость для диалога и готовность работать на благополучие региона и его жителей
Председатель Совета по правам человека ООН Федерико Вильегас (Аргентина) объявил членов комиссии, которая займется расследованием военных преступлений в Украине. Об этом сообщается на сайте Организации Объединенных Наций.
На пленарном заседании 21 и 22 марта 2022 года Европейский суд по правам человека принял резолюцию о последствиях прекращения членства Российской Федерации в Совет Европы.
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова заявила о необходимости подготовить и принять Конвенцию ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) по правам человека с перспективой создания наднационального органа.
Вчера, 9 марта, в течение дня азербайджанские военные вели интенсивные обстрелы в направлении села Храморт Аскеранского района, сел Кармир Шука и Хнушинак Мартунинского района Республики Арцах (Нагоргого Карабаха)
Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Людмила Денисова опубликовала на своей странице в социальных сетях снимки разрушенного здания, где находился ее общественная приемная
Выступление Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша на 11-й чрезвычайной спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН по Украине.
В условиях, когда в результате санкций, применяемых к России за ее специальную военную операцию в Украине, прерваны многие контакты со странами Европы, особую важность приобретают межинституциональные связи Федерального омбудсмена России с его европейскими коллегами.
Заместитель председателя Национального Собрания, исполняющий обязанности председателя НС Армении Акоп Аршакян 25 февраля представил служащим офиса Защитника прав человека Армении нового омбудсмена Кристину Григорян.
Союз журналистов России опубликовал на своем официальном сайте обращение, адресованное коллегам, друзьям, журналистам