Россия командирует в Страсбург в качестве судьи Европейского суда по правам человека Дмитрия Дедова, которого 3 октября 2012 г. Парламентская ассамблея Совета Европы избрала судьей в Европейском суде по правам человека в связи с истечением срока полномочий Анатолия Ковлера — первого российского судью реформированного Европейского суда по правам человека, избранного 1999-ом и переизбранного в 2005 году.
Дмитрий Дедов до этого работал судьей Высшего арбитражного суда (ВАС РФ). Теперь, в соответствии с установленным Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) регламентом обязан в течение трех месяцев с момента своего избрания принять дела и приступить к исполнению обязанностей.
отметим, что судьи для Страсбургского суда избираются членами ПАСЕ из числа кандидатов, предлагаемых каждой страной, ратифицировавшей Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод. При этом каждая страна обязана предложить три кандидатуры.
Конкуренцию Дедову составили судья Верховного суда по уголовным делам Ольга Ведерникова и профессор Санкт-Петербургского государственного университета Андрей Бушев.
Дедов будет представлять Россию в ЕСПЧ на протяжении последующих девяти лет, после чего пост должен занять другой кандидат: согласно статье 23 Европейской конвенции судьи в ЕСПЧ не могут переизбираться на второй срок.
Дмитрий Дедов в 1991 году окончил юридический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 1994 году — аспирантуру этого же университета. В ВАС РФ пришел в 2005 году, а в 2008 году постановлением Совета Федерации назначен судьей. Стаж работы по юридической профессии превышает 15 лет.
Напомним, в ЕСПЧ входят судьи, число которых равно числу государств, подписавших европейскую конвенцию о защите прав и свобод человека. Правоведы особо подчеркивают, что каждый судья абсолютно независим и не является представителем интересов страны, выдвинувшей его. Главное для него — следовать праву.
Решение Европейского суда носит окончательный и обязательный характер для государства. Если европейские судьи выявили нарушение конвенции, может быть принято решение и о выплате компенсации человеку. Не секрет, многие граждане России сегодня воспринимают Страсбургский суд, как последнюю инстанцию защиты. Может, поэтому наша страна лидирует по числу жалоб, поданных в Европейский суд. Некоторые правозащитники считают это свидетельством больших недостатков в нашей правовой системе. Правда, другие эксперты предлагают не делать поверхностных выводов из статистики. По их словам, во-первых, в итоге принимаются к рассмотрению далеко не все жалобы, поступившие из нашей страны в Страсбург. Более 90 процентов полученных жалоб европейская инстанция признает неприемлемыми и отказывает в рассмотрении. Но и в принятых жалобах далеко не всегда выигрывает истец.
Также специалисты обращают внимание, что Россия самая большая среди европейских стран — и по территории, и по населению. Если же брать число жалоб на душу населения, переданных на рассмотрение судьям ЕСПЧ, здесь, по подсчетам экспертов, мы далеко в европейском хвосте.
Жалобы в Европейский суд должны касаться событий, за которые отвечает государственная власть. Но прежде надо пройти все инстанции в своей стране. Бесполезно жаловаться в Европейский суд на частных лиц, например, соседей. Какие-то бытовые склоки Европы не касаются. Предметом жалобы могут быть только права и свободы, гарантируемые международной конвенцией или ее протоколами. Нет смысла пытаться обжаловать в ЕСПЧ какое-либо решение отечественных судов лишь потому, что оно не нравится.
Заявитель прежде всего должен доказать, что в ходе рассмотрения дела были нарушены его фундаментальные права. Кстати, наши суды в своей практике уже стали активно ориентироваться на решения ЕСПЧ, которые с недавних пор включаются и в регулярные обзоры судебной практики.