Вот уже 12 лет день за днем Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова решает проблемы жителей своего региона. Тех, которые обращаются к ней за справедливостью, считая, что их права нарушены. Она хорошо знает, что ее задача заключается в том, чтобы вместе со своей командой давать квалифицированную оценку возможному нарушению, и, если оно действительно имело место, принимать необходимые меры для восстановления нарушенного права. Для решения наиболее значимых общественных вопросов она регулярно проводит переговорные площадки и круглые столы.
Свердловская область стала, одним из первых субъектов России, где к концу 1997 года уже был принят соответствующий закон и избран Уполномоченный по правам человека в области (до нее уполномоченный по правам человека функционировал лишь в Республике Башкортостан, хотя с другой структурой и спецификой организации работы аппарата).
Следует отметить, что в Свердловской области Уполномоченный по правам человека на основании соответствующего закона был избран даже раньше, чем на Федеральном уровне. Татьяна Мерзлякова — журналист по профессии, которая к тому времени после шестнадцати лет работы в журналистике, уже занималась социальными вопросами свердловчан – сначала в качестве депутата областной Думы, а затем в правительстве области, была назначена на эту должность 4 июня 2001 года, почти ко дню своего рождения (16 мая). Но, как показала дальнейшая практика деятельности омбудсмана Мерзляковой, ее назначение на эту, в то время пока никому непонятную должность было подарком не ей к дню рождения, а — жителям области, которые быстро почувствовали, что у них появился защитник и теперь есть к кому обращаться за помощью, если будут нарушены их права.
Сегодня многолетняя деятельность Татьяны Мерзляковой является уже своего рода «практикумом» для многих вновь избранных уполномоченных по правам человека в российских регионах.
И вообще, надо отметить, что в то время защита прав человека была некой экзотикой для России. Не говоря уже о слове «омбудсман», которым стали называть немногочисленных Уполномоченных по правам человека (к тому времени они былы всего в пяти субъектах РФ из 89-и), хотя аналогичная структура массово появилась в странах Европы в середине 60-х годов прошлого века. А первый Омбудсман – вообще, в начале XIX века в Швеции – для защиты подданных королевства от произвола чиновников.
Не будет преувеличением, если сказать, что деятельность Татьяны Мерзляковой сегодня вызывает интерес и у ее европейских коллег. Неслучайно, что с 2006 года она входит в состав правления независимого Европейского Института Омбудсмана.
В конце апреля в Екатеринбурге было проведено очередное заседание этого авторитетного института. Среди ее гостей были президент ЕИО, омбудсман Южного Тироля (Италия) Бурги Волжер (Burgi Volger), генеральный секретарь ЕИО, экс-омбудсман Йозеф Зигле (Josef Siegele), Омбудсманы федеральных земел Форарльберг и Тироль (Австрия) Габриэль Стрель (Gabriele Strele) и Йозеф Хаузер (Josef Hauser), федеральный омбудсман Бельгии Гвидо Шуерманн (Guido Schuermans), президент Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия», заведующий кафедрой прикладной политологии НИУ ВШЭ Александр Сунгуров, финансовый эксперт из Швейцарии Ульрих Писталоцци (Ulrich Pestalozzi), первый омбудсман Украины Нина Карпачева, заместитель омбудсмана федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания (ФРГ) Волфганг Шлох (Wolfgang Schloh), Омбудсман Нидерландов Симон Маттхисен (Simon Matthijssen), Омбудсман по социальным вопросам федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн (ФРГ) Бригит Вилль (Birgit Wille)
К приезду гостей из Европейского института Омбудсмана Татьяна Мерзлякова готовилась со всей ответственностью. Программа их пребывания в Екатеринбурге предусматривала кроме основной цели – проведения заседания правления ЕИО, также знакомство с работой аппарата Уполномоченного по правам человека и встречу европейских гостей с руководством органов власти Свердловской области и города Екатеринбурга, а между ними — посещение культурных достопримечательностей города, которых предостаточно в этом красивом уголке России, расположенном у подножия старых Уральских гор.
Надо сказать, что по разговору с представителями европейских стран было видно, что многие из них по настоящему удивлены, что кроме Москвы и Санкт-Петербурга есть и другие, не менее привлекательные города в России. Например, по словам президента Европейского института омбудсмана Бурги Волжера, она была приятно удивлена тем, что Екатеринбург, это очень современный, большой и быстро развивающийся город. «Нас очень тепло приняли, все организовано на высшем уровне, у нас была возможность увидеть много интересного, и возможно имеет смысл приехать сюда ещё раз и посмотреть на окрестности. Также мы изучили административную структуру Екатеринбурга и парламента Свердловской области», — рассказала она.
Надо отметить, что за последние полгода правление ЕОИ проводит свои заседания в России во второй раз. Первый раз оно состоялась в Санкт-Петербурге в октябре 2012 года. «Похоже, что Россия укрепляет свои позиции в институте», — с иронией замечает госпожа Волжер.
— А можете сказать, что нас объединяет и что разъединяет, — спрашиваю у нее.
— С точки зрения практической работы в Европе мы сосредоточены в работе, направленной на гарантирование соблюдения гражданских прав в своих странах. В России омбудсманы сосредоточены на защите прав человека.
-!?
Конечно, с одной стороны права человека и гражданские права это одно и то же, но вместе с тем, это разные виды работ, — уточнила госпожа Волжер.
— То есть, в Европе борются за то, чтобы все новые и новые права были включены в закон, а в России – соблюдали законные права человека, которые уже включены в закон. Так?
— В общем, да, — ответила моя собеседница.
— Я считаю, что институт омбудсмана не только в постсоветских странах, но и в целом является большим шагом. Возможно, одним из самых важных шагов к демократии, и, я надеюсь, что развитие этого института будет и дальше следовать ее принципам, — говорит она. И, немного призадумавшись, добавляет: «Если даже есть разница между омбудсманами в Европе и России, у нас одна цель. Как и мы все, Татьяна Мерзлякова не ищет каких-либо представителей, а говорит напрямую с теми, кто сейчас испытывает трудности. И это главное. Мы должны помогать решать проблемы именно тех, кто в нас нуждается, — говорит она.
Большое впечатление произвел г. Екатеринбург и на бывшего омбудсмана, генерального секретаря ЕИО Йозефа Зигле. По его словам, он был приятно удивлен тем, что город процветает. А еще, ему понравился, что омбудсман Свердловской области ежегодно предоставляет свой доклад в областное законодательное собрание, что, по его словам, является примером прямой демократии с участием омбудсмана, которая позволяет ему донести свою позицию до этого государственного органа.
Омбудсман федеральной земли Форарльберг (Австрии) Габриэль Стрель, по ее признанию, очарована гостеприимством уральцев. Видимо это обстоятельство так очаровало ее, что она даже не заметила здесь автомобильных пробок. «В отличии от других больших городов Европы, здесь даже нет автомобильных пробок», — сказал она. Но я не стал расстраивать ее по данному поводу, хотя накануне из-за этого опоздал на встречу с Йозефом Зигле.
Форарльбергскому омбудсману понравился даже местный климат. Как раз в те апрельские дни в г. Екатеринбурге было достаточно солнечно. Важную роль в процессе формирования местного климата по словам свердловчан играют также Уральские горы, которые перегораживают путь северным ветрам.
Что же касается защиты человека и его прав, то, по словам моего собеседницы, «не надо забывать, что институт омбудсман в странах Западной Европы имеет более продолжительную историю, чем в России». Но, по его признанию, он впечатлен тем, насколько динамично Россия сотрудничает с европейскими омбудсманами, а в целом заметно, что права человека в России, как она выразилась, «сейчас в большем приоритете».
А еще омбудсман Форарльберга Габриэль Стрель обратила внимание на слаженную работу аппарата омбудсмана Мерзляковой: на то, с каким вниманием относятся к ее поручениям работники, а также на то, как она сама борется за права человека. Она выделила также направление работы Омбудсмана с пожилыми людьми, и, как и его коллега Йозеф Зигле, процедуру представления ею своего доклада в парламенте. «На мой взгляд, она действительно делает свою работу хорошо», — отметила госпожа Стрель.
Омбудсман федеральной земли Тироль (Австрия) Жозеф Хаузер также был рад, что оказался в Екатеринбурге. По его мнению, присутствие российских омбудсманов составе ЕИО является взаимовыгодным движением, как для развития ЕИО, так и институтов региональных институтов Уполномоченного по правам человека в России.
А вот Федеральный омбудсман Бельгии Гвидо Шуерманн все свои впечатления от Екатеринбурга передал несколько поэтично: «Это бесконечно прекрасный город. Я считал, что индустриальный центр не может быть таким красивым городом, но оказалось, что может».
По его мнению, Россия сейчас больше сосредоточена на соблюдении прав человека ввиду своей недавней истории с отсутствием демократии. «Когда юридическая система не работает, необходимость в уполномоченном возрастает, равно как и наоборот: когда юридическая система работает, необходимость в уполномоченном становится все меньше», — отметил бельгийский омбудсман.
Один из старейших членов правления ЕИО Ульрих Песталоцци из Цюриха отметил, что хотя он и не омбудсман по должности, учитывая, что у него так или иначе есть опыт работы с институтом омбудсмана в Швейцарии в качестве консультанта по финансовым вопросам, в частности, для регулирования взаимоотношений между служащими и правительством, в российских регионах, например, в г. Екатеринбурге, «омбудсман, на мой взгляд, работает больше на уровне взаимоотношений между людьми всех категорий, независимо от места их работы, и правительством региона».
Он выразил желание вернутся в Екатеринбург через 5-10 лет и увидеть «каким станет этот динамично развивающийся город.
— Как раз на ЭКСПО-2020, к проведению которого сейчас стремится г. Екатеринбург, — уточнил я.
— Да, согласился швейцарский коллега. «Думаю Екатеринбург с честью справится с этой задачей», — ответил он.
— С проведением выставки или с конкурсом за право его проведения?.
— Сначала с конкурсом, а затем и самой выставкой, — ответил он, без тени сомнения. – По крайней мере, я ему желаю этого.
— Вы бы проголосовали за это?
— Безусловно.
Этот краткий разговор показывает, что роль и значение омбудсмана в отдельно взятом субъекте заключается не только его деятельностью на территории субъекта, но и способствует признанию субъекта на международном уровне. Это ответ тем регионам России, которые до сих пор все еще сомневаются в целесообразности создания института омбудсмана на своей территории.
В числе зарубежных гостей, была также экс-омбудсман Украины Нина Карпачева — единственный русскоговорящий иностранный член правления ЕИО. В г. Екатеринбурге она — не в первый раз. И, как профессиональный лектор и кандидат юридических наук, даже успела прочитать лекцию на тему Института омбудсмана для студентов одного из местных вузов.
Следует отметить, что за 15 лет работы в своей правозащитной должности, она стала одной из популярных пост-советских омбудсманов в Европе.
Многие помнят, как она ездила в забытый богом Сомали, откуда вызволяла плененных пиратами не только украинских, но российских моряков.
— Татьяна Мерзлякова молодец. Она все подготовила на высшем уровне, — отметила Нина Карпачева. Вместе с тем, в интонации ее слов чувствовалась некая печальная нотка. Экс-омбудсман Украины с досадой рассказала, как с ее уходом с должности омбудсмана Украины, поступили с ее секретариатом (аппаратом). «Люди, сделавшие так много для становления института омбудсмана в Украине, попросту были разогнаны».
По словам Нины Карпачевой, осенью весь коллектив первого омбудсмана Украины будет отмечать 15-летие института омбудсмана в Украине.
— Получается, что омбудсманы бывшими не бывают, — говорю я.
— Я, по крайней мере, буду продолжать работать для развития этого института на территории нашей страны. «Институт Омбудсмана должен пользоваться уважением, а не быть придатком аппарата президента, — отметила она. — Сегодня в Украине, к сожалению, институт Омбудсмана оставляет именно такое впечатление, не только у политиков, но и у простых граждан», — ответила Нина Карпачева.
Понять первого омбудсмана Украины можно. Ведь она тоже вкладывала душу в создание первого в Украине института по защите прав человека. Но сегодня днййствующая власть делает вид, как будто этого не было. Правда, на новом официальном сайте Украинского омбудсмана можно найти доклады первого украинского омбудсмана, которые отражают все как было.
Нина Карпачева рассказала также, что когда в начале 2011 года Татьяне Мерзляковой в третий раз предложили согласиться на продление срока ее полномочий еще на пять лет, она долго сомневался соглашаться или нет.
Тогда многоопытная экс-омбудсман посоветовала своей подруге – согласиться. «Татьяна, в тебя верят люди», — сказала тогда она ей. Возможно именно эти слова повлияли на решение Татьяны Мерзляковой продолжить свою миссию защитника прав человека.
9 июня 2011 года она в третий пятилетный срок была утверждена депутатами Законодательного собрания Свердловской области на третий пятилетний срок.
16 мая Уполномоченный по правам человека в Свердловской области, член Правления Европейского Института Омбудсмана Татьяна Мерзлякова отмечает день рождения.
Редакция журнала «Европейский омбудсман» присоединяется ко всем поздравлениям и желает Татьяне Мерзляковой здоровья и успехов. И всегда помнить, что в нее верят ее земляки. Как говорят наши европейские коллеги: «Happy birthday to you, Tatyana Merzlyakova!»