День 7 января 2014 года стал черным днем в истории журналистики. В результате вооруженного нападения террористов-исламистов на редакцию французского сатирического журнала «Шарли Эбдо» (Charlie Hebdo) и хладнокровного растерла находящихся в помещении редакции работников, погибли 12 и получили ранения 10 человек.
В числе погибших — известные французские карикатуристы: редактор журнала Стефан Шарбонье (Шарб) — 48 лет, Жан Кабю — 77 лет, Жорж Волински — 80 лет и другие. Погибли также двое офицеров полиции, которые оперативно прибыли на место происшествия.
По данным французских СМИ, в нападении участвовали два человека в масках, которым удалось скрыться. Они хладнокровно расстреляли коллектив редакции, отомстив за оскорбление религиозных чувств мусульман, которое выразилось в изображении карикатурных рисунков в журнале.
На место происшествия прибыл президент Франции Франсуа Олланд. Он пообещал сделать все возможное, чтобы найти и наказать тех, кто, как он выразился, совершил покушение на принципы Французской республики. Олланд назвал произошедшее террористическим актом против Франции.
Многие политические и общественные деятели из разных стран выразили свое возмущение по поводу этого чудовищного преступления.
Комиссар Совета Европы по правам человека Нильс Муйжениекс написал на своей странице в Твиттере: «Потрясен убийственной атакой против „Шарли Эбдо“. Невыразимое покушение на свободу прессы. Солидарность с семьями погибших».
Теракт в Париже осудил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Он заявил, что Британия поддерживает Францию в борьбе с террором и в деле защиты свободы прессы.
Президент США Барак Обама пообещал французским властям «любую помощь, которая может понадобиться, чтобы привлечь террористов к ответственности».
Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что произошедшее в Париже — это нападение не только на французских граждан, но и на свободу печати и свободу слова.
Убийство журналистов осудил российский президент Владимир Путин, подтвердивший о готовности России к продолжению активного сотрудничества в борьбе с угрозой терроризма.
Председатель Европейского парламента Мартин Шульц выразил в среду соболезнования от имени европейских депутатов подвергшейся нападению редакции французского журнала «Шарли Эбдо», полицейским и семьям жертв этого преступления.
«Мы в шоке. Это немыслимое преступление. Жестокость этого преступления всех повергла в шок. Это удар по цивилизованному обществу. Мы осуждаем это насилие», — говорится в распространенном заявлении.
Шульц отметил, что нельзя допустить того, чтобы террористы могли ставить под вопрос ценности общества. «Взаимоуважение и свобода выражения не обсуждаются», — сказал глава Европарламента.
Глава Совета по правам человека при Президенте РФ Михаил Федотов заявил газете «Известия, что глубоко возмущен терактом, но нисколько не удивлен этой наглой и циничной вылазкой экстремистов.
— Она вполне укладывается в их бесчеловечную логику, — считает Федотов. — Цель этих варваров — разрушить современный миропорядок, обратить вспять развитие человеческой цивилизации, заставить просвещенный мир забыть о демократии, о верховенстве права, о правах человека, в том числе о свободе слова. Бессердечное убийство французских журналистов — попытка запретить свободу слова с помощью автоматных очередей. Этому нет и не может быть оправдания: всякие дискуссии о правилах журналистской этики можно вести только с живыми, а не с мертвыми журналистами. И, конечно, не с идейными покровителями терроризма. Уверен, что террористы, повинные в гибели французских карикатуристов, скоро будут обезврежены и предстанут перед судом.
Свою солидарность выразили также общественные организации и средства массовой информации.
Еженедельная газета Charlie Hebdo была основана в 1969 году на базе ежемесячного сатирического журнала Hara-Kiri. Газета высказывается на грани фола по поводу любых актуальных событий, в том числе трагических. Сперва издание называлось Hara Kiri Hebdo — в честь ежемесячника-предшественника. Однако уже через год после открытия власти Франции запретили издание — за шутку по поводу смерти бывшего президента страны Шарля де Голля. Газета сменила название на Charlie Hebdo и продолжила работу. К 1981-му издание потеряло популярность и закрылось. А в 1992-м состоялся успешный перезапуск: первый номер обновленной Charlie Hebdo купили более 100 тысяч человек.
Редакция Charlie Hebdo всегда придерживалась антирелигиозных и крайне левых взглядов. Она публиковала карикатуры, колонки, статьи и другие сатирические материалы в которых высмеивались практически все религии — от католицизма до ислама. Доставалось и политикам. За острые материалы редакция не раз подвергалась не только критике, но и откровенному давлению.
«Шарли — это Я». После трагедии такая надпись на нескольких языках появилась на официальном сайте журнала «Шарли Эбдо». С такими же плакатами тысячи жителей французской столицы и других городов вышли на улицу, чтобы выразить свою сплоченность и солидарность с редакцией. Редакция журнала «Европейский омбудсман» присоединяется к ним и выражает соболезнование семьям погибших коллег. Мы с теми, кто считает, трагедию в «Шарли Эбдо» своей личной трагедией. С теми, кто уважает права человека как международную ценность, важное место среди которых занимают право на жизнь и свобода слова.