В Ульяновске прошел XI Съезд уполномоченных по правам ребенка, на который приехали представители всех субъектов Федерации во главе с главным омбудсменом страны.
ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА
— Для нас большая честь принимать съезд, который подводит итоги первой пятилетки и открывает новый этап его истории. Работу омбудсменов трудно переоценить. Для полноценной защиты детей требуются глубокое знание законов, наличие богатого опыта в этой сфере. Если нерадивые родители или чиновник не исполняют свои обязанности, рядом должен быть сильный человек, который защитит права ребенка и не даст его в обиду, — открыл мероприятие глава области Сергей Морозов.
XI Съезд прошел с оглядкой на сделанное за пять лет существования института уполномоченных. В середине 2010 года впервые после Октябрьской революции в России появилась специальная должность по защите детей. Новому органу пришлось решать то, что не решалось десятилетиями.
— Мы не стали перенимать чужой опыт, не стали поддерживать лоббистов иностранного, прежде всего американского, усыновления. Хотя это было легче. Не поддержали введение западных технологий по активному изъятию детей из семьи, тотальному контролю родителей, принижению их роли, однополой толерантности, потому что не место этим чужим идеям в нашей стране, — уверен Павел Астахов.
За пять лет было принято более 30 законов, созданы советы по защите детей, пересмотрены Уголовный и Административный кодексы, введены ограничительные меры по распространению ненужной для детского мозга информации. В первые же годы работы уполномоченных появились прецеденты, когда детей начали возвращать в семьи и общество обратило внимание на нуждающихся родителей.
По сути, была создана новая культура общественного внимания, к которой относятся в том числе и многие телевизионные программы, напоминающие народные суды присяжных, где рассматриваются ЧП из жизни отдельно взятых семей. Другое дело, что зачастую не совсем корректно, но любая история моментально становится известна широкой публике, а значит, вызывает резонанс и отклики россиян. Все потому, что равнодушных становится все меньше и меньше, уверен Павел Астахов.
— В начале 2010-го мне приходилось каждого главу области, республики лично убеждать, насколько важно иметь в регионе уполномоченного по правам детей, и только к 2012 году нам удалось создать стройную систему, когда в каждом из 85 субъектов появился омбудсмен, — вспоминает Павел Астахов.
В каждом субъекте помимо отдельно взятых уполномоченных по-разному сформирована работа независимых контролеров. Где-то есть министерства, ассоциации, советы при главах региона по защите детства. В Ульяновской области таким общественно важным органом стала созданная палата справедливости.
ПУСТУЮЩИЕ ДЕТСКИЕ ДОМА
Сегодня почти 93 процента всех детей-сирот в течение года устраиваются в семьи. Причем на 32 процента за пять лет увеличилось число усыновленных детей-инвалидов. Почти на 40 процентов сократилось количество детских домов за счет усыновления. Детские дома закрываются или перепрофилируются в центры поддержки семьи и детства. К примеру, один из пустующих детских домов закроется в скором времени и в Ульяновске.
Одной из острых проблем по-прежнему являются аборты. О них много говорил протоиерей из Ульяновска Дмитрий Савельев. В Ульяновской области около 6 000 нерожденных детей. Вот где начинается неблагополучие. Вот где нужно начинать защищать права ребенка — еще в утробе матери, когда решение жить или не жить принимают за еще не родившегося ребенка. Однако в целом по России наблюдается снижение числа абортов среди несовершеннолетних девушек. В 2009-м — 28 тысяч в год, в прошлом 2014 году — 11 тысяч, в два раза меньше.
ПОМОЩЬ, КОТОРАЯ РЯДОМ
На съезде прошло множество дискуссионных площадок, где обсуждалась работа уполномоченных с судебными приставами, прокуратурой. Госдума сейчас рассматривает закон о том, чтобы должников по алиментам лишать водительского удостоверения.
Одной из актуальных проблем остается и обеспечение жильем детей-сирот и детей-инвалидов. Если вспомнить, какие помещения предоставлялись сиротам пять лет назад, — развалюхи, непригодные для жилья, то во многом благодаря активной позиции уполномоченных удалось принять закон, защищающий права детей-сирот. Сейчас власти уже не имеют права поселить ребенка с родителями, лишенными родительских прав, хотя раньше такое было в порядке вещей.
В апреле 2014 года из Славянска был вывезен первый ребенок, хотя война тогда еще не началась. Тогда-то Павел Астахов и спрогнозировал массовый сход беженцев из Украины, а потом сам на руках выносил детей из самого пекла гражданской войны на Донбассе. Когда поток беженцев все-таки хлынул в регионы, уполномоченные по правам детей одними из первых стали оказывать помощь украинским гражданам.
— Все, что касается детей, касается каждого из нас лично, уполномоченных по правам ребенка. Главный закон и главный судья — это наша совесть, и только ей мы подотчетны. А все остальное — отчеты, доклады — это все вторично, если удалось помочь хотя бы одному ребенку. Ни одна проблема не устоит перед коллективным напором. Не надо помогать детским домам, там всего хватает, накормите лучше соседского мальчишку из многодетной семьи или купите ему башмаки. Помощь начинается с тех, кто рядом. Нельзя проходить мимо ребенка, мимо чужой беды. Только так формируется ответственное общество, — заверил напоследок Павел Астахов.
Следующий съезд уполномоченных по правам ребенка пройдет в Пскове. Он будет посвящен теме «Талантливые, одаренные дети».
КСТАТИ
Павел Астахов отметил «Народную газету» грамотой за активную гражданскую позицию и объективное освещение в СМИ вопросов защиты прав детей в Ульяновской области. Читайте подробнее в следующем номере.