Уполномоченный по правам человека в Архангельской области Любовь Анисимова предложила членам Общественного экспертного совета по судебно-правовым вопросам при Архангельском областном Собрании депутатов обратиться в Государственную Думу Российской Федерации с предложениями о внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
Предложение омбудсмена прозвучала на первом заседании Общественного экспертного совета по судебно-правовым вопросам при Архангельском областном Собрании депутатов, в состав которого входит также она. Заседание совета состоялась в последней декаде мая 2015 года.
Предложенный Уполномоченным к рассмотрению Совета вопрос «О внесении изменений в законодательство, регламентирующее привлечение к труду лиц, содержащихся в местах лишения свободы» вызвал большой интерес членов Совета – это депутаты областного Собрания, представители правоохранительных органов, органов власти, научного сообщества, общественных организаций. Указанная тема является многоаспектной и затрагивает интересы значительной части населения – не только лиц, отбывающих наказание, но и их родственников и близких, а главное – лиц, пострадавших в результате преступлений. Это особенно важно в условиях, когда в России до сих пор не сформирована государственная система компенсации ущерба лицам, пострадавшим в результате преступлений, и единственным источником для нее служит зарплата осужденного. Вопросов, проблем и просто нарушений в этой сфере много, и с каждым годом их количество растет.
Обращаясь к собравшимся, Любовь Анисимова привлекла их внимание к актуальности вопроса, сказав следующее: «Мы формируем правовое государство, принципы которого должны распространяться на все сферы, включая и учреждения системы наказаний. То есть строгое соблюдение закона – это требование, распространяемое не только на отбывающих наказание, но и на сотрудников ФСИН, а также всех тех, кто вовлечен в эту сферу, включая надзорные органы. То есть закон – это закон для всех». Уполномоченный по правам человека отметила также, что расширение возможностей развития производственного сектора, в том числе создание бренда «Сделано в тюрьме», может только приветствоваться. В то же время Л. Анисимова обратила внимание на недопустимость не только самой возможности, но даже и дискуссий на государственном уровне о ФСИН, как о «втором Китае» из-за дешевой, а еще лучше – бесплатной рабочей силы. Одновременно она отметила: «Мы давно уже живем в обществе, где эксплуатация запрещена; тотальная государственная собственность отсутствует, и нам вовсе не безразлично, в интересах кого будет перераспределяться полученная в таких условиях прибыль».
Основной же акцент в выступлении Уполномоченного был сделан на необходимости совершенствования нормативной правовой базы. В связи с этим Л. Анисимова предложила членам Общественного экспертного совета обратиться в Государственную Думу Российской Федерации с предложениями о внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, направленными прежде всего на разграничение понятий общественно полезного труда и производственной деятельности как труда оплачиваемого. В частности, для этого предлагается закрепить в статье 106 УИК понятие общественно полезного труда осужденных как выполняемых осужденными работы без оплаты труда по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. Именно общественно полезный труд должен быть для осужденных обязательным. В то же время администрация исправительного учреждения должна предоставлять осужденному возможность оплачиваемой трудовой деятельности – соответствующие изменения необходимо внести в статью 103 УИК.
Поднятый Уполномоченным вопрос активно обсуждался участниками заседания, среди которых был и начальник УФСИН России по Архангельской области, также входящий в состав Совета. Несмотря на некоторую разницу в подходах к рассматривавшейся проблеме и путям ее разрешения, прозвучавшие в выступлении Л. Анисимовой предложения были членами Совета во многом поддержаны, а также дополнены. Принято решение о создании рабочей группы при общественном экспертном совете в целях изучения возможности внесения изменения в законодательство, регламентирующее привлечение к труду лиц, содержащихся в местах лишения свободы.