Нижний Новгород — столица Приволжского федерального округа России. Произошедшая в этом городе трагедия — жестокое убийство шестерых детей и их мамы Юлии Зайцевой потрясло всех. Следственные органы подозревают в этом бесчеловечном действии отца семейства — гражданина Олега Белова, который в настоящее время задержан.
После того, как свершилась эта ужасная трагедия, вдруг выяснилась, что о неблагоприятной ситуации в семье Белова-Зайцевой давно знали в правоохранительных органах города.
Установлено, что в 2014 и 2015 годах в органы полиции неоднократно (не менее 6 раз) поступали заявления Зайцевой о неправомерных действиях Белова, а также применении им насилия в отношении неё и детей. Однако должностными лицами отдела полиции ее обращения должным образом не рассмотрены. В отношении Белова никаких мер не принято, что сделало возможным совершение им жестоких убийств, говорится в сообщении прокуратуры Нижегородской области.
В связи с этим ведомство направило руководству регионального следственного управления «материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц ОП № 5 Управления МВД России по Нижнему Новгороду по части 3 статьи 293 УК РФ («Халатность»)».
Известен уже результат этого обращения. По сообщению пресс-службы Следственного комитета России «в настоящее время следователями принято решение о задержании подозреваемого в халатности Дмитрия Обливина. По версии следствия, в материалах проверки, которую проводил участковый уполномоченный полиции Обливин, имеется объяснение, написанное собственноручно женой Белова, об истязании супругом детей и о его угрозах убийством с последующим расчленением детей и ее. Именно Обливин не принял никаких мер реагирования», — говорится в сообщении.
В отношении начальника управления образования и социально-правовой защиты детства администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода Игоря Крючкова также возбуждено уголовное дело по части третьей статьи 293 УК РФ («Халатность»).
Обращалась ли ранее убытая Зайцева к Уполномоченному по правам человека или Уполномоченному по правам ребенка в Нижегородской области, неизвестно. Со дня трагедии прошло несколько дней, но от омбудсмена региона Надежды Отделкиной (с 28 мая 2015 года она совмещает две эти должности) никаких заявлений не последовало. Зато Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов уже обобщенно заявил, что случаи убийства детей родителями связаны с агрессивной информационной средой. «Я думаю, это такое, вы знаете, больше психическое явление, и оно, к сожалению, на фоне этого информационного очень агрессивного сегодняшнего пространства существует. Надо все-таки понимать, что контролировать каждую семью мы не сможем, но заботиться, чтобы дети росли в комфортной информационной обстановке — об этом надо думать», — сказал Астахов в эфире телеканала «Россия-24».
Зная российскую действительность, когда граждане, в случае нарушения их прав, обращаются одновременно во все органы власти, надеясь на то, что хоть кто-либо услышит их и защитит их права, можно полагать, что покойная Зайцева могла обратиться также к омбудсмену.
Но факт остается фактом. На жалобы отчаявшейся женщины никто своевременно не отреагировал. В результате случилась трагедия, унесшая жизнь невинных детей (один из которых находился еще в утробе матери).
Как уже было сказано, почти два месяца назад Законодательное собрание Нижнего Новгорода утвердило Уполномоченного по правам ребенка региона Надежду Отделкину также на должности Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области, сэкономив, таким образом, какие-то деньги для бюджета региона.
Как не печально, но трагедия в Нижнем Новгороде стала своеобразным «сюрпризом» для нижегородского омбудсмена и, в какой то мере косвенной оценкой той работы, которую она выполняла до того, как стать омбудсменом.
Напомним, что Надежда Отделкина в течение семи лет работала в департаменте социальной политики Нижегородской области, в том числе в должности начальника управления семейной политики, а с 2009 года до назначения детским омбудсменом региона была заместителем министра социальной политики Нижегородской области.
Появление в России и ее субъектах с конца 90-х годов ХХ столетия института омбудсмена ставило цель быть связывающим звеном между обществом и властью. Но на деле с каждым годом становится очевиднее, что не во вех субъектах можно назвать работу омбудсмена эффективной. Очевидный формализм виден в деятельности многих из них. Поэтому неслучайно, что когда были внесены изменения в федеральный закон об Уполномоченном по правам человека в РФ, многие субъекты поторопились заявить о сокращении в своих регионах должность детского омбудсмена. В связи с тем, что в Нижегородской области к тому времени истек срок службы Уполномоченного по правам человека Василия Ольнева, то его полномочия были переданы Надежде Отделкиной.
Омбудсмены, которые обязаны вести постоянную работу, направленную на обобщение системных нарушений прав человека и предлагать конкретные пути их решения, делают эту работу из рук вон плохо. Безусловно, нельзя оставлять без рассмотрения жалобы граждан. Но в результате этого должны быть предложены пути решения аналогичных вопросов.
Например, почему полицейский, принимая жалобу от гражданки Зайцевой о неправомерных действиях ее супруга Белова, принимал по ней конкретных действий? Омбудсмен Отделкина, профессиональная деятельность которой многие годы была связана с социальной сферой, знала, естественно, что полиция часто оставляет без должного внимания жалобы о домашнем насилии. Какие действия она предпринимает сегодня, для искоренения этого противозаконного явления?
Будучи Уполномоченным по правам ребенка региона омбудсмен Отделкина заявила о своем желании проверить, а затем предложить своим коллегам идею о создании при институтах уполномоченных по правам ребенка службу досудебного примирения. Другими словами, она хочет стать медиатором. Детский омбудсмен объяснила свое решение тем, что к омбудсмену, в частности, к ней лично, по вопросам возможного ущемления прав несовершеннолетних зачастую обращаются бывшие супруги, которые просто не могут разобраться в собственных отношениях.
Семье Зайцевой омбудсмен Отделкина, к сожалению, не смогла помочь. А сколько таких «зайцевых», которые давно перестали надеяться на помощь со стороны органов власти, на то, что им кто-то может помочь. Много. И это число растет с каждым днем, потому что образ врага, который ежедневно представляют средства массовой информации со своих страниц и экранов, некоторые психически неуравновешенные люди транслируют на тех, кто рядом с ними: соседей, близких, родных. Им кругом мерещатся враги.
Как говорится: «Что посеешь, то и пожнёшь.»
Послесловие. В начале июня 2015 года после аналогичной трагедии в другом регионе России — Тульской области покинула свой пост по собственному желанию Уполномоченный по правам ребенка в Тульской области Инна Щербакова, которой 29 апреля текущего года была объявлена благодарность Президента Российской Федерации Владимира Путина за хорошую работу.