Открытое письмо редактора журнала «Европейский омбудсмен» Верховному комиссару ООН по правам человека Зейд Раад аль Хусейну и Комиссару по правам человеку Совета Европы Нилу Муйжниексу в защиту российских паралимпийцев.
Понятие «справедливость» — одно из наиболее часто используемых в сфере человеческих отношений. Но взятое в качестве правовой категории, оно, судя по всему, не имеет отношения к таким сферам как политика и спорт. Это еще раз показало решение Международного паралимпийского комитета (МПК) об отстранении российской сборной от Паралимпийских игр в Рио-де-Жанейро.
Вердикт этой уважаемой международной организации стал своего рода пощечиной для российских спортсменов с ограниченными возможностями. Подумать только, людей наказали за потенциальные нарушения, нарушения, которых они не совершали. Спортсмены оказались без вины виноватыми. А где презумпция невиновности? Я не считаю, что так называемый «допинговый скандал» лишен основания, хотя его политизированность вызывает определенные сомнения. Но отыграться на инвалидах, которые, выкладываясь на соревнованиях, дарят надежду миллионам людей с ограниченными возможностями, это — жестоко, аморально, несправедливо.
Как известно, сегодня главой Паралимпийского комитета России является экс-омбудсмен страны Владимир Лукин. По его словам, подавляющее большинство российских паралимпийцев абсолютно чисты в плане употребления допинга. Он назвал отстранение невиновных спортсменов нарушением прав человека.
Вступив в те или иные международные организации, страны надеются, что с их помощью можно будет отстаивать свои интересы. Что же касается международных правозащитных организаций, которые представляют, в том числе, Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека и Комиссар по правам человеку Совета Европы, то они призваны защищать права живущих в разных странах граждан, кем бы эти права ни были нарушены. Защита прав – высший долг этих организаций, независимо от того, где и кем были попраны эти права; произошло ли это внутри страны или на международной арене. Возникает вопрос: почему господа Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль Хусейн и Комиссар по правам человека Совета Европы Нил Муйжниекс молчат, когда на их глазах совершается вопиющий факт нарушения прав человека «по государственному признаку», то есть принадлежности человека к гражданству конкретного государства.
Очевидно, своим молчанием Верховный комиссар ООН по правам человека и комиссар по правам человека СЕ демонстрируют, что они находятся над схваткой, политизированность которой очевидна. Но задача международного или регионального омбудсмена – защита людей, в том числе тех, права которых нарушаются международными организациями.
Господа омбудсмены, неужели вы не понимаете, что люди, которых сегодня отстранили от паралимпийских игр Рио-2016 из-за того, что они представляют Россию, это не просто спортсмены, а ориентиры для тысяч живущих в России людей с ограниченными возможностями по здоровью? Глядя на них, многие инвалиды начинают по-другому относиться к себе и к своим возможностям. Им хочется жить и бороться за жизнь. Для многих спортсменов-инвалидов спорт является единственным смыслом жизни, хотя это им дается ох как тяжело.
Господа комиссары, даже если вы не можете решить проблему участия российских паралимпийцев в Рио – 2016, вы не имеете права молчать. Ваше молчание отнимает у людей с ограниченными возможностями последнее, что у них есть, – надежду на справедливость. А ведь это — основополагающий принцип, ради которого создаются и существуют правозащитные институты на всех уровнях.