Об этом сообщил своим коллегам сенатор Вадим Тюльпанов на очередном заседании комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, председателем которого он является. В том числе для этой цели будет изменен Регламент верхней палаты Федерального Собрания РФ.
Согласно предлагаемым поправкам, федеральный омбудсмен и председатель Счетной палаты должны направить отчет в Совет Федерации в письменном виде и могут представить его лично на пленарном заседании палаты. По итогам рассмотрения доклада сенаторы могут задать вопросы. «Эти изменения мы планируем рассмотреть на ближайшем пленарном заседании. Надеюсь, проект будет принят, и тогда уже в рамках весенней сессии мы, возможно, увидим в зале заседаний омбудсмена Татьяну Москалькову и Председателя Счетной палаты Татьяну Голикову, которые представят отчеты о своей работе», — сказал председатель комитета Вадим Тюльпанов.
Из такого обтекаемого сообщения сенатора Тюльпанова, которое представлено на официальном сайте Совета Федерации, трудно понять, что он имел ввиду. Дело в том, что и так согласно Федеральному конституционному закону (ФКЗ) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации».
То есть, Совет Федерации всегда входил в число субъектов, которым Федеральный омбудсмен обязан направить ежегодный доклад о своей деятельности. И это требование все эти годы со дня избрания на должность первого Уполномоченного по правам человека в России Олега Миронова в 1999 году неукоснительно исполнялось всеми Уполномоченными по правам человека. Правда, в отличие от Государственной думы, где Федеральный омбудсмен России лично ежегодно представлял свой доклад, в Совете Федерации это редко имело место. Но экс-омбудсмен Владимир Лукин, который в настоящее время является членом Совета Федерации неоднократно представлял свой доклад. Это было престижно, но не обязательно.
Омбудсмены представляли свой ежегодный доклад также лично Президенту РФ. И надо сказать, что практику встречи с Федеральными омбудсменами по случаю выхода в свет ежегодного доклада ввел действующий Президент РФ Владимир Путин. Первый Президент РФ Борис Ельцин, как не странно, не придавал особой значимости встрече с Уполномоченным по правам человека в РФ Олегом Мироновым, который занимал эту должность в те годы.
Получается, что теперь сенаторы намерены не просто получать доклад, оформленный в виде отдельного издания книжного формата, а услышать лично речь омбудсмена с высокой трибуны Совета федерации в обязательном порядке? С одной стороны, это важно и свидетельствует о возросшей роли Федерального омбудсмена в системе политических коммуникаций страны, с другой стороны, все должно соответствовать не только Регламенту верхней палаты законодательного органа страны, но и ФКЗ об Уполномоченном по правам человека в РФ. В настоящее время такого соответствия нет.