Омбудсмен Чечни просит федерального омбудсмена оказать содействие в защите права ветерана ФСИН, отбывающего наказание в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области
Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухажиев обратился к федеральному омбудсмену Татьяне Москальковой с просьбой о содействии в защите от физического насилия и морального унижения осужденного Нурадина Бисаева.
Как отмечает в своем обращении Нурди Нухажиев, никакими законными способами, многочисленными обращениями в надзорные органы и правозащитные организации исправить ситуацию, связанную с защитой прав Бисаева на достоинство личности, пока не удается.
Нурадин Бисаев отбывает наказание в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области. Является заслуженным боевым офицером, полковником внутренней службы в отставке. Более 35 лет прослужил в системе МВД и УИС России. Последние 15 лет работал в оперативном управлении ФСИН России в должности начальника отдела. Является участником 2-х военных кампаний в Северо-Кавказском регионе. За безупречную службу и верность долгу награжден орденом Мужества, многочисленными медалями, грамотами, именным оружием. Получил ранение при исполнении служебных обязанностей. Женат, на его иждивении находятся трое несовершеннолетних детей, проживал в Москве. Осужден 15 декабря 2015 года Останкинским районным судом города Москвы к 5 годам 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима.
По свидетельству родственников, Нурадин Бисаев пострадал за отказ дать показания против бывших руководителей ФСИН России.
Исчерпав все возможности на уровне региональной прокуратуры и ГУФСИН России по Иркутской области прекратить чинимый в отношении Бисаева произвол, Нурди Нухажиев обращался к Генеральному прокурору Российской Федерации.
Из Генпрокуратуры РФ поступил ответ, в котором сообщалось, что обращение в защиту прав Бисаева направлено прокурору Иркутской области. То есть в тот самый орган, на бездействие которого омбудсмен жаловался. Аналогичный ответ поступил и из ФСИН России, в нем также сообщалось, что по информации компетентных управлений ФСИН России, фактов предвзятого отношения к Нурадину Бисаеву, унижающих его честь и достоинство, со стороны сотрудников ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области не допущено.
-Другого ответа из ведомства, в подчинении которого находится учреждение, на действия сотрудников которого жалуется осужденный, ожидать и не приходится. На основании анализа переписки в интересах Бисаева и полученных ответов я не нахожу целесообразным в защиту его прав снова обращаться к прокурору Иркутской области, — отмечает Нурди Нухажиев.
С просьбой посетить Бисаева в ИК, и при необходимости оказать ему содействие в защите прав, Нурди Нухажиев обращался и к Уполномоченному по правам человека в Иркутской области Валерию Лукин. Он лично посетил Бисаева в колонии, провел с ним беседу, способствовал предоставлению ему положенного свидания, а также передаче лекарств.
Однако, по поступившей от родственников Бисаева информации, после вмешательства регионального Уполномоченного в его интересах, противозаконные действия против него не только не прекратились, но и усилились. В частности, Бисаева без объявления причин и оснований перевели в ШИЗО.
— На мое обращение к директору ФСИН России с просьбой с учетом всех обстоятельств, связанных с направлением Бисаева в отдаленный от места проживания регион и сложившихся у него с администрацией учреждения негативных отношений, перевести его для дальнейшего отбывания наказания в другой регион Российской Федерации, 17 января 2017 года я получил ответ, в котором сообщается, что «В связи с возникшими исключительными обстоятельствами в ФСИН России принято решение о переводе осужденного Бисаева в исправительное учреждение другого субъекта Российской Федерации, в соответствии с ч.2 ст. 81 УИК РФ». Последовавший за этим перевод Бисаева из ИК-3 в СИЗО-1 города Иркутска мы связывали с его переводом для отбывания наказания в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта России. Однако, продержав изолированным от родственников и общественного контроля три месяца в СИЗО-1, Бисаева вернули в ту же исправительную колонию №3. В связи с вышеизложенным, а также на основании анализа переписки в интересах Бисаева и полученных ответов, я не нахожу целесообразным в защиту его прав снова обращаться к прокурору Иркутской области, — констатирует Нурди Нухажиев.
В своем обращении Нурди Нухажиев просит Уполномоченного по правам человека в РФ Татьяну Москалькову использовать свои возможности на федеральном уровне и принять необходимые меры по защите прав осужденного Бисаева, а именно инициировать посещение ИК-3 независимой комиссией, включив в ее состав правозащитников и юристов-специалистов из Чеченской Республики. Также чеченский омбудсмен просит дать оценку направлению Бисаева как особо опасного преступника для отбывания наказания в столь отдаленный регион России.