На своей странице в Фейсбуке Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов написал: «Медиков, которые лечат пациентов и заражаются коронавирусом, надо поддерживать, а не заставлять их доказывать, что они не виноваты».
Так он прокомментировал сообщение о письме, которое им отправлен губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову в защиту медицинских работников, пострадавших от коронавируса COVID-19 во время исполнения ими своих профессиональных обязнностей.
Омбудсмен Шишлов предлогает внести изменения в распоряжение Комитета по здравоохранению от 27.04.2020 № 269-р «О порядке признания медицинского работника пострадавшим вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией COVID-19». Рекомендации омбудсмена направлены на обеспечение дополнительных мер социальной поддержки медиков, работающих в сложных эпидемиологических условиях и рискующих своим здоровьем и жизнью.
Александр Шишлов пишет, что поддерживает решение Правительства Санкт-Петербурга о единовременных выплатах медицинским работникам, пострадавшим вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, а также членам их семей. Однако, по его мнению, механизм реализация этих дополнительных мер социальной поддержки вызывает серьезные вопросы.
Так, согласно распоряжению Комитета по здравоохранению от 27.04.2020 № 269-рпризнание медицинского работника пострадавшим ставится в зависимость от решения непосредственного руководителя и работодателя.
Проблема в том, что признание медицинского работника пострадавшим вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией COVID-19, осуществляется комиссией, специально созданной работодателем. В состав этой комиссии входят непосредственно руководитель медицинского работника, специалист по охране труда, представитель первичной профсоюзной организации и другие должностные лица по решению работодателя. При этом установление обстоятельств заражения медицинского работника коронавирусной инфекцией может свидетельствовать о ненадлежащей организации в учреждении здравоохранения противоэпидемиологических мер (либо о ненадлежащем исполнении функций учредителем), что неизбежно создает конфликт интересов при принятии решения (в частности, в связи с возможностью привлечения к ответственности работодателя).
Утвержденный распоряжением акт о признании/непризнании медицинского работника пострадавшим вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, фактически исходит из презумпции виновности медицинского работника. При этом вопрос о возможной вине работодателя (учредителя) — например, не организовавшего в учреждении здравоохранения надлежащих противоэпидемиологических мер, указанным актом не предусмотрен.
Александр Шишлов предлагает внести изменения в распоряжение Комитета по здравоохранению от 27.04.2020 № 269-р, направленные на предотвращение конфликта интересов и привлечение к решению вопроса о признании медицинских работников пострадавшими экспертов, независимых от медицинских учреждений и органов управления здравоохранением.
Распоряжение Комитета по здравоохранению от 27.04.2020 № 269-р «О порядке признания медицинского работника пострадавшим вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией COVID-19».