На официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Александра Шишлова опубликован отчет о результатах мониторинга по проведению голосования по внесению изменений в Конституцию РФ.
В отчете говорится, что с 25 июня по 2 июля в аппарате Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге работала горячая линия для сообщений о нарушениях прав граждан на общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации. Омбудсмен также получал информацию от временной рабочей группы по мониторингу за ходом голосования Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), общественной организации «Наблюдатели Петербурга», членов участковых, территориальных и городской избирательных комиссий, из СМИ и социальных сетей.
В ходе мониторинга соблюдения прав граждан, проведенного аппаратом Уполномоченного и представителями Временной рабочей группы СПЧ, в Санкт-Петербурге было выявлено значительное количество нарушений в период организации и проведения общероссийского голосования.
Совершению нарушений способствовали как особенности нормативно-правовой базы общероссийского голосования, так и игнорирование многими избирательными комиссиями Санкт-Петербурга требований законодательства.
В настоящее время анализ выявленных нарушений и системных причин нарушений, носивших массовый характер, продолжается, по некоторым поступившим сообщениям о нарушениях продолжаются проверки, однако ряд выводов уже может быть сделан.
Результаты проведенного петербургским омбудсменом анализа информации о выявленных нарушениях направлены Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Элле Памфиловой, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Татьяне Москальковой и председателю СПЧ Валерию Фадееву.
Проведение общероссийского голосования в условиях пандемии создавало дополнительную угрозу заражения коронавирусом организаторов и участников голосования, поэтому омбудсмен обращал особое внимание на обеспечение противоэпидемических требований. К сожалению, случаи игнорирования опасности заражения, а также отказ Санкт-Петербургской избирательной комиссии обнародовать сведения об избиркомах, у сотрудников которых был выявлен COVID-19, лишь увеличили риски для жизни и здоровья людей.
Публикации в СМИ убедительно подтверждают многочисленные факты нарушения права граждан на свободное волеизъявление — массового принуждения сотрудников организаций, подведомственных органам исполнительной власти Санкт-Петербурга, к участию в голосовании (в т.ч. принуждения к выбору конкретных форм участия: регистрации на Едином портале государственных и муниципальных услуг, централизованного определения места и времени голосования и т.д.), телефонные обзвоны пенсионеров «менеджерами по социологическому опросу» с предложением проголосовать за поправки на дому. Особую тревогу вызывает неправомерное использование персональных данных граждан без их согласия.
Согласно официальным данным, в общероссийском голосовании приняли участие 74,73 % петербуржцев, имеющих право голоса. На ряде избирательных участков явка превышала 90 %. При этом 78,36 % граждан, принявших участие в голосовании, проголосовали до дня голосования (в период с 25.06.2020 по 30.06.2020). Однако достоверность столь высоких показателей явки и объявленных результатов голосования вызывает обоснованные сомнения, в том числе – вследствие ограничения возможностей наблюдения и контроля со стороны независимых наблюдателей, журналистов и членов избирательных комиссий.
В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» основным документом, регулирующим порядок голосования, стало Постановление ЦИК России от 20.03.2020 № 244/1804-7. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2020 года была определена дата проведения голосования – 1 июля. Однако ряд существенных изменений в порядок голосования были внесены постановлениями ЦИК России от 19.06.2020 (№53/1871-7) и 23.06.2020 (№ 254/1879-7 и № 255/1885-7), т.е. значительно позже установленного законом трехдневного срока. Так, положение о проведении голосования с 25 по 30 июня 2020 года (в т.ч. на придомовых территориях и/или территориях общего пользования), было введено за один день до его начала — 23 июня. Это существенно затруднило информирование граждан о днях, местах и времени голосования, что подтверждают обращения, поступившие на горячую линию Уполномоченного.
Не были урегулированы вопросы агитации, что способствовало нарушениям конституционного права граждан на получение и распространение информации. На фоне массированной агитации за изменение Конституции возможности противников изменения выразить и донести до широкого круга участников голосования свою позицию были ограничены.
В СМИ сообщалось о запрете распространения агитационных материалов против поправок, об их изъятии сотрудниками полиции, о задержании агитаторов.
Возможным искажениям результатов общероссийского голосования способствовали ограничение права членов избирательных комиссий на ознакомление с документами комиссий и фактическая ликвидация института общественного наблюдения – монополизация возможности назначения наблюдателей Общественной палатой и лишение политических партий и общественных объединений права назначать наблюдателей. По данным СМИ, после голосования наблюдателям выплачивалось вознаграждение из неустановленных источников. При этом выплаты производились в помещениях администраций районов Санкт-Петербурга.
Совершению нарушений способствовал также отказ СПбИК от применения средств видеонаблюдения в помещениях для голосования и помещениях избирательных комиссий. До начала голосования Уполномоченный обратился в Горизбирком с предложением обеспечить видеонаблюдение, которое могло применяться по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, согласованному с ЦИК России. Санкт-Петербургская избирательная комиссия не приняла решения о применении видеонаблюдения, а лишь рекомендовала территориальным избирательным комиссиям организовать «видеофиксацию», не установив ни порядка ее осуществления, ни порядка использования полученных материалов. Таким образом, этот эффективный инструмент контроля за соблюдением процедуры голосования не использовался.
Во многих избирательных комиссиях нарушался установленный порядок голосования, в списки участников голосования своевременно не вносились отметки об участниках голосования, подавших заявления о голосовании по месту нахождения, и о гражданах, проголосовавших вне помещений для голосования. В течение всех дней голосования Уполномоченному поступала информация о нарушении прав членов избирательных комиссий, в т.ч. об отказах в ознакомлении со списками участников голосования, актами передачи бюллетеней и др.
В период проведения общероссийского голосования зафиксированы нарушения прав журналистов. 30 июня Александр Шишлов заявил о необходимости всесторонней проверки по факту воспрепятствования на избирательном участке № 2191 законной профессиональной деятельности журналиста Медиазоны Давида Френкеля, применения к нему силы и нанесения увечья. Позицию Уполномоченного поддержала Комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович.
В защиту прав журналиста выступили постоянная комиссия СПЧ по свободе информации, профессиональные союзы и объединения – Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Санкт-Петербургское отделение Союза журналистов России, редакция «Новой газеты» и «Синдикат-100».
Нарушения, выявленные в период организации и проведения в Санкт-Петербурге общероссийского голосования, в очередной раз подтвердили, что одним из необходимых условий для обеспечения гарантий реализации прав граждан является кардинальное реформирование и кадровое обновление системы избирательных комиссий в Санкт-Петербурге.
Правовая база общероссийского голосования и практика ее применения не позволили гражданам в полной мере реализовать свободное волеизъявление и не обеспечили прозрачность процедуры голосования.
«Предложения по распространению применявшихся на общероссийском голосовании правовых норм, позволяющих организовывать многодневное голосование, в т.ч. вне помещений для голосования, на последующие избирательные кампании в Российской Федерации, вызывают большую тревогу, поскольку в случае их реализации неизбежны распространение нарушений, наблюдавшихся во время общероссийского голосования, и дальнейшая дискредитация всей избирательной системы», — заявил Александр Шишлов.