Омбудсмен Армении Арман Татоян представил публичный англоязычный доклад с целью защиты и спасения плененного не в бою армянского офицера азербайджанцами.
На днях официальный Баку распространил новость о том, что его вооруженным силам удалось пленить армянского офицера, который возглавлял диверсионную группу. Следом в социальных сетях и на официальных госканалах Азербайджана появились видеокадры, унижающие гуманитарные права армянского военнослужащего, его честь и достоинство.
Согласно официальному заявлению Минобороны Армении, утверждение властей Азербайджана о диверсии, совершенной офицером Гургеном Алавердяном, является дезинформацией. Минобороны Армении заявило, что 22 августа около 19:30 при проверке военного поста офицер Гурген Алавердян заблудился и пропал из-за неблагоприятных климатических условий (4). Но так как на участке нет четкой демаркационной линии между двумя государствами, армянский офицер оказался на территории соседнего государства.
Учитывая данное обстоятельство, Защитник прав человека в Армении Арман Татоян выступил со специальным докладом (Gurgen Alaverdyan_report.) Он изложен на английском языке и, соответственно, адресован международным организациям с целью защиты армянского военнослужащего от унижения и неминуемой смерти.
Как следует из преамбулы доклада армянского омбудсмена, он посвящен нарушениям прав армянского военного офицера г-на Гургена Алавердяна после его появления на территории Азербайджана.
Представленные ниже факты свидетельствуют о грубых нарушениях международного гуманитарного права в частности, Женевской конвенции об обращении с военнопленными (Женевская конвенция III) в отношении обращения с офицером армянской армии г-ном Гургеном Алавердяном, который появился в Территория Азербайджана 23 августа 2020 года».
Сразу после появления г-на Гургена Алавердяна в Азербайджане появилось несколько видеороликов, опубликованными на YouTube азербайджанскими солдатами 23 августа, а затем широко распространёнными в социальных сетях. Эти видеозаписи демонстрируют г-на Гургена Алавердяна в окружении азербайджанских военных, которые надели на него наручники и закрыли ему глаза, натянув на него зимнюю шапку. Кроме того, из видео видно, как азербайджанские военнослужащие оскорбляют, унижают своими высказываниями по национальному признаку и принижают этническую принадлежность честь г-на Алавердяна (1).
Было опубликовано еще одно видео в сопровождении песни, унижающей достоинство офицера (2).
Все ролики полны разжигания ненависти с явным отражением армянофобии.
26 августа власти Азербайджана распространили еще одно видео, на котором г-н Алавердян сидит перед азербайджанским флагом и зачитывает заявление о своей службе в вооруженных силах Армении, о его появлении в Азербайджане и его дальнейших планах (3).
В частности, г-н Гурген Алавердян подробно «признается» в том, «как» он появился в Азербайджане 23 августа. Офицер также «сознается», что больше не желает продолжать военную службу в Армении и глубоко сожалеет о своих действиях и говорит, что он хочет остаться в Азербайджане и внести свой вклад в развитие азербайджанского государства, а в конце текста объявляет, что «у армян нет шансов победить азербайджанскую армию».
Защитник прав человека Армении инициировал немедленное расследование в соответствии с Конституционным законом о Защитнике прав человека, как только появилась информация об исчезновении и стало известно о предполагаемом жестоком обращении с г-ном Гургеном Алавердяном.
Офис Защитника прав человека связался с семьей г-на Алавердяна, которые подтвердили официальную информацию, предоставленную Министерством обороны Армении и выразили свою серьезную обеспокоенность по поводу жизни и здоровья г-на Гургена Алавердяна. Члены семьи обратились к Защитнику прав человека за помощью в защите прав г-на Алавердяна.
Распространенные видео демонстрируют серьезные нарушения человеческого достоинства, чести и других прав г-на Алавердяна, грубое нарушение общей статьи 1 Женевских конвенций 1949 года в сочетании с другими нарушениями международного гуманитарного права (общая статья 1 Женевского договора 1949 г.)
Конвенция предусматривает, что общее соблюдение Женевский конвенции во всех обстоятельствах имеет преимущественную силу. Эти видеоролики демонстрируют снижение отношения азербайджанских офицеров к г-ну Алавердяну, что является грубым нарушением требований Женевской конвенции III об обращении с военнопленными.
Согласно статье 14 Женевской конвенции III «военнопленные имеют право при любых обстоятельствах на уважение их личности и их чести». Съемка и публикация видеороликов 23 августа 2020 года нарушают право г-на Гургена Алавердяна на уважение его достоинства и чести, защищенное статьей 14 той же Конвенции. Это международное обязательство запрещает любые словесные оскорбления и исключает любое обращение во время содержания под стражей, которое унижает заключенных, например, пренебрежительные выражения или другие домогательства.
Статья 13 Женевской конвенции III, которая предусматривает обязанность удерживающей державы обеспечивать гуманное обращение с военнопленными, была грубо нарушена в случае г-на Гургена Алавердяна путем распространения видеозаписи от 26 августа 2020 года, на которой находился офицер вооруженных сил Армении дает объяснения по поводу его появления в Азербайджане (5).
Статья 17.4 Женевской конвенции III устанавливает, что ни физические, ни психические пытки, ни любые другие формы принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них информации любого рода.
Статья 99.2 устанавливает, что запрещается использовать моральное или физическое принуждение с целью склонить военнопленного к признанию вины. Комментарий МККК от 2020 года к статье 99 объясняет, что запрет на применение любых форм принуждения применяется для защиты «любого вида» информации (6).
В статье 14.3 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) закреплено, что при рассмотрении любого уголовного обвинения против него / нее каждый пользуется гарантией того, что его не заставят давать показания против себя или признать свою вину.
Статья 7 МПГПП устанавливает, что никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
В своем Общем комментарии к статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года в 2007 году Комитет по правам человека заявил наоборот: недопустимо бесчеловечное обращение с обвиняемым унизительным образом для получения признания. (В деле Салдиас Лопес и Келли против Уругвая против).
Ямайка Комитет ООН по правам человека уточнил, что запрет «принуждения к даче показаний против самого себя или признанию вины» следует понимать с точки зрения отсутствия какого-либо прямого или косвенного физического или психологического давления со стороны следственных органов на обвиняемого, с целью получения признания вины».
Европейский суд по правам человека выявил формы систематической практики тяжких случаев жестокого обращения, в том числе пыток, в отношении этнических армян, которые оказались под юрисдикцией Азербайджана.
В частности, Суд признал нарушение статьи 3 (запрет бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания) и статьи 2 (право на жизнь) в деле Сарибекян и Балян против Азербайджана. Суд признал, что г-н Сарибекян, гражданин Армении, подвергался жестокому обращению в виде жестокого физического насилия в последние дни своей жизни, когда он содержался в Управлении военной полиции в Баку (жалоба № 35746). / 11, пункт 86). По мнению Суда, жестокое обращение с г-ном .Сарибекян до своей смерти «повлекло за собой очень серьезные и жестокие страдания и […] умышленное нанесение задержанному лицу под исключительным контролем властей» было охарактеризовано как пытка» (пункт 87).
Стоит напомнить приговор по делу Макучян и Минасян против Азербайджана и Венгрии (жалоба № 17247/13), где азербайджанский офицер был помилован властями Азербайджана за убийство этнического армянина, предоставив ему самые высокие льготы на государственном уровене и прославление среди всего азербайджанского общества. Европейский суд установил, что действия властей Азербайджана были этически мотивированными и осудил их за освобождение и прославление лица, совершившего убийство на почве национальной ненависти, что является опасным толчком для создания атмосферы безнаказанности (п. 163, 171 -172).
Принимая во внимание эти международно признанные случаи пыток и других форм жестокого обращения с этническими армянами в Азербайджане, а также системную ненависть к армянам со стороны властей Азербайджана, Защитник прав человека серьезно обеспокоен состоянием офицера Гургена Алавердяна, находящегося в тюремном заключении под юрисдикцией властей Азербайджана.
На видео г-н Алавердян зачитывает текст, который видно заранее подготовлен власти Азербайджана. По заключению экспертов офиса Защитника прав человека, очевидно, что г-н Алавердян не был знаком с текстом или его содержанием, а произносимый им текст не выражает его настоящую позицию. По мнению экспертов, вынужденный сидеть перед азербайджанским флагом и произносить текст против Вооруженных сил Армении и заявлять, что он готов «остаться в Азербайджане и внести свой вклад в развитие Азербайджанского государства», является нарушением убеждений и ценностей г-н Алавердян. Все собранные доказательства подтверждают, что он был добросовестным военнослужащим Армянской армии много лет и посвятила себя службе.
Кроме того, это нарушение может повлечь за собой серьезные душевные страдания для г-на Алавердяна, которые сами по себе могут быть настолько серьезными, что их можно квалифицировать как жестокое обращение (что подтверждается решением Европейского суда по правам человека против Соединенного Королевства Ирландии, Международным уголовным трибуналом в судебном решении по делу Налетилича и Мартиновича в бывшей Югославии, решение Межамериканского суда по правам человека по делу Лоайза Тамайо против Перу).
В Комментарии МККК 2020 года к статье 17 Женевской конвенции III уточняется, что принуждение не обязательно должно причинять физический вред, но может быть направлено на преодоление психического сопротивления заключенного. Это может включать в себя принуждение заключенных к выполнению задач, которые приводят к унизительному или унижающему достоинство обращению, требование действовать вопреки их системам убеждений или угроза причинения вреда или унижения кому-либо из их близких (7).
Вышеупомянутая информация и анализ вызывают серьезную озабоченность по поводу процессуальных прав г-на Алавердяна в соответствии со статьей 99 Женевской конвенции III (например, права на справедливое судебное разбирательство, доступ к адвокату и т. д.). Как предусмотрено МККК, права и средства защиты также распространяются на досудебное расследование и процедуры помещения под стражу до суда (8).
Защитник прав человека Армении обращает внимание также на то, что 25 августа Служба государственной безопасности и Генеральная прокуратура Азербайджанской Республики выступили с совместным заявлением по обвинению г-на Алавердяна в 5 различных преступлениях, предусмотренных Уголовным кодексом Азербайджана (9).
Офицер армянской армии был обвинен в:
• ведение агрессивной войны,
• шпионаж,
• создание вооруженных формирований или групп, не предусмотренных законодательством,
• незаконном приобретении, передаче, продаже, хранении, транспортировке и ношение огнестрельного оружия, принадлежностей к нему, расходных материалов, взрывчатых веществ,
• незаконном пересечении государственной границы Азербайджанской Республики.
Приведенные выше сведения и факты подтверждают, что эти обвинения не имеют законных оснований, они призваны запугать и унизить гражданина Армении Гургена Алавердяна на почве ненависти. Помимо этого вывода, у Защитника прав человека Армении есть веские основания подчеркнуть, что текст, озвученный г-ном Гургеном Алавердяном, не выражает его собственных убеждений и ценностей и представлен с запугиванием и страхом.
Доклад подписан Защитником прав человека в Армении Арманом Татояном.
Ссылки
1. https://www.youtube.com/watch?v=xo7mQ7YDZJM&has_verified=1 // https://www.youtube.com/watch?v=Si7FKBmN2mQ
2. https://www.youtube.com/watch?v=H-S0b4EZqOE
3. https://www.youtube.com/watch?v=sqWhLGSdcsQ
4. https://armedia.am/eng/news/86005/armenia-mod-officer-gurgen-alaverdyan-got-lost-due-to-unfavorable-climate.html //
https://www.facebook.com/shushanstepanyan/posts/3167962116573260.
5. https://www.youtube.com/watch?v=F-n1DbgU_JU&feature=emb_title.
6. Комментарий МККК к Женевской конвенции об обращении с военнопленными 2020 г., п. 3969.
7. Комментарий МККК к Женевской конвенции об обращении с военнопленными 2020 г., п. 1824.
8. Комментарий МККК к Женевской конвенции об обращении с военнопленными 2020 г., пп. 3973 и 4027.
9. https://contact.az/ext/news/2020/8/free/politics%20news/en/127003.htm // https://razm.info/145394