Процесс создания института Уполномоченного по правам человека в городе Санкт-Петербурге оказался одним из запутанных. Несмотря на то, что Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге» был принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга еще в декабре 1997 года, первый Уполномоченного по правам человека был избран и назначен на должность лишь в июле 2007 года. Им стал представитель партии «Единая Россия» И. Михайлов. Однако, 21 октября 2009 года депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга досрочно прекратили его полномочия. Это был первый в России случай отставки омбудсмана по политическим мотивам. Свое решение парламентарии обосновали так: «Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге И. Михайлов совершал действия, несовместимые с государственной должностью». Среди претензий, предъявленных омбудсману, значится, например, участие сотрудников его аппарата в муниципальных выборах на территории Ленинградской области. Его также обвинили в том, что «на официальном сайте Уполномоченного в открытом доступе изложены сведения из поступивших Уполномоченному жалоб граждан, содержащие личную, семейную тайну граждан, подробные обстоятельства их частной жизни». «Установленное грубое нарушения норм Конституции Российской Федерации, федеральных законов, норм международного права повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан», – констатировала контрольная группа, изучавшая деятельность Михайлова на посту омбудсмена[19]. Между тем, накануне парламентского заседания петербургский Уполномоченный по правам человека и его коллеги выставили на своем официальном сайте текст открытого письма, направленного Губернатору и Председателю Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. В нем они подробно изложили свою позицию и опровергли все обвинения.
Письмо содержит упоминание о том, что «14 октября 2009 года на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в первом чтении был принят Закон Санкт-Петербурга «О внесении изменений в законы Санкт-Петербурга «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге» и «О Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга». Указанный закон сокращает численность аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге на 60 процентов, а также ликвидирует отдельные должности в аппарате Уполномоченного, в том числе должность руководителя аппарата.
По мнению авторов письма, сам факт сокращения штата, предполагаемого сокращения бюджета и упразднения отдельных должностей в условиях финансового кризиса должен приветствоваться, особенно применительно к государственной службе, и, что они с этим абсолютно согласны. Но, к сожалению, «подоплека внесения указанного законопроекта иная». По их словам негодование председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, например, «вызвало участие семи сотрудников Аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге в муниципальных выборах в Ленинградской области».
По словам И. Михайлова председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В. Тюльпанов «продемонстрировал всем, что он может существенно влиять на институт омбудсмана, провозглашенный независимым. Сначала он во всеуслышание объявил, что попросил меня запретить моим сотрудникам не участвовать в выборах. То есть, по сути, предлагал мне нарушить закон, используя свое служебное положение. Я отказался, и незамедлительно последовали репрессии. Сначала на 60 процентов сократили аппарат. Потом под надуманным предлогом, проигнорировав все законы, приняли постановление о досрочном прекращении моих полномочий».
Спустя два месяца новым Уполномоченным по правам человека был избран председатель Общественного совета Петербурга, председатель Комиссии по вопросам помилования в Петербурге и художественный руководитель Культурно-просветитель-ского центра театра и кино «Алеко» А. Козырев. Его кандидатуру внесла губернатор города В. Матвиенко. Несмотря на это, бывший Уполномоченный был намерен оспаривать решение депутатов. «Я буду оспаривать это решение в суде, вплоть до Страсбургского», — заявил он «Российской газете».
Ситуация с отстранением от выполнения должности избранного Уполномоченного по правам человека вновь стало поводом для обсуждения вопроса правовой защищенности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. На официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации было размещено заявление В. Лукина о необходимости законодательного укрепления независимости региональных омбудсманов. Только создание единой системы защиты прав человека на всей территории Российской Федерации, по мнению В. Лукина, повысит эффективность правозащитной деятельности региональных омбудсманов, а так же создаст условия для федеральных гарантий независимости уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
В тексте заявления упоминается, что случай с И. Михайловым послужит стимулом для совершенствования законодательства, регулирующего правозащитную деятельность региональных омбудсманов, и позволит создать правовые условия для их взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
Сам И. Михайлов так прокомментировал инициативы уполномоченного РФ: «При назначении и снятии регионального уполномоченного было бы разумно использовать систему так называемого «двойного ключа» – когда подобные решения принимаются не только на местном уровне, но и подтверждаются федеральным омбудсменом».
Примечательно, что в Санкт-Петербурге расположен один из известных в стране исследовательских центров деятельности региональных омбудсманов – Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратеги», которым было организовано большое количество исследований по созданию института эффективного омбудсмана. Многие регионы России пользовались этими разработками при учреждении института уполномоченного по правам человека в своих субъектах.