Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ 3 марта во втором чтении приняли проект федерального закона «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». В третьем чтении, которые состоятся 5 марта, поправок уже не будет. Могут быть лишь незначительные редакционные правки.
За принятие законопроекта проголосовало 405 депутатов, против — один.
Федеральный омбудсмен поблагодарила депутатов за практически единогласное принятие закона во втором чтении. Она подчеркнула, что законопроект предусматривает ряд новелл, которые «позволят утвердиться этому институту в субъектах РФ и помочь людям в трудной жизненной ситуации».
Напомним, законопроект был внесен в Государственную Думу в октябре 2018 года под названием «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» семью членами Совета Федерации. Его доработка проходила с непосредственным участием Уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой и работников ее аппарата.
Впереди третье чтение, рассмотрение членами Совета Федерации, и подписание президентом РФ. Если процесс законотворчества завершится и закон вступит в силу, то все региональные институты уполномоченных по правам человека будут формироваться и функционировать как единая система.
Напомним, что этот процесс начался в 2015 году с принятием федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В него была включена новая статья 16.1, которая на федеральном уровне закрепила правовые основы статуса региональных омбудсменов в целях усиления гарантии их независимости от органов власти субъектов на местах, а также повышения эффективность их работы.
Но практика показала, что для реальной независимости и эффективной защиты прав человека этого было недостаточно. Статистика свидетельствует, что с положительным результатом рассматривается незначительная часть обращений, поступающих к региональным омбудсменам. И многие вопросы удавалось решить благодаря вмешательству федерального омбудсмена.
С принятием нового закона у региональных омбудсменов будут такие же права, как и у федерального омбудсмена.
Расширен список субъектов, наделенных правом внести на рассмотрение кандидатуру на должность омбудсмена. Наряду с главой региона и законодательным органом, право участвовать в этом процессе теперь будут иметь органы местного самоуправления, некоммерческие организации, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющие свою деятельность в области защиты прав и свобод человека и гражданина, а также иные органы и организации.
Также более точно прописана порядок согласования кандидатуры на должность регионального омбудсмена с федеральным омбудсменом. В законопроекте есть однозначное требование о том, что предложение о кандидатурах на должность омбдсмена в субъекте законодательный орган последнего направляет федеральному омбудсмену — до рассмотрения кандидатур законодательным органом.
До сих пор законодательные органы в некоторых субъектах сами решали какую кандидатуру отправлять на согласование с федеральным омбудсменом. Например, вносились в законодательный орган кандидатуры трех человек, а депутаты региональных парламентов сами выбирали единственную приемлемую для себя кандидатуру и согласовывали ее с федеральным омбудсменом.
В законопроекте предусмотрены определенные ограничения для принятия жалоб граждан. Жалоба должна быть подана уполномоченному по правам человека не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Ранее такая норма содержалась только в федеральном конституционном законе об уполномоченном по правам человека в РФ.
Зарегистрировав поступление жалобы, уполномоченный по правам человека будет обязан принять ее к рассмотрению или отказать в ее принятии в течение 15 дней, уведомив об этом заявителю.
Региональные омбудсмены также получат право обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу.
А по результатам рассмотрения жалобы смогут по своему усмотрению обратиться в соответствующие компетентные государственные или муниципальные органы с ходатайством не только о возбуждении дисциплинарного и административного производства, но и о рассмотрении вопроса об уголовном преследовании должностных лиц государственного органа, муниципального органа, организации, в решениях, действиях или бездействии которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина.
Также решен вопрос реагирования уполномоченными по правам человека в субъектах на сообщения в СМИ либо других источников о массовых нарушениея прав человека. В настоящее время омбудсмены в большинстве своем реагируют в том случае, если к ним поступает жалоба от конкретных граждан, права и свободы которых были нарушены. При нарушении прав граждан на политических митингах, например, они попросту побаивались реагировать, чтобы их власти не обвиняли в политической деятельности, которое запрещено законом.
Рассматриваемый законопроект решает, конечно, не все вопросы. В частности, оставлен на усмотрение субъектов вопрос численности работников аппаратов. В некоторых субъекта их численность катастрофически мала.
Примечательно, что в пояснительной записке к законопроекту указано, что закон направлен в том числе на решение вопроса численности работников. «От региональных уполномоченных по правам человека поступают многочисленные обращения по поводу недостаточной численности их аппаратов, которая определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно. Региональные власти зачастую решают этот вопрос без учета масштабов территории, численности населения, социально-экономических особенностей субъекта Российской Федерации. Расчет рабочей нагрузки сотрудников аппарата регионального уполномоченного, находящихся на должностях государственной гражданской службы субъекта, показывает, что ее средний нормативный показатель должен рассчитываться исходя как минимум из следующего соотношения: 1 штатная единица на 250–300 тысяч жителей», — говорится в записке. Но в законопроекте об этом нет ни одного слова. Очевидно, что такая норма была в первоначальном тексте законопроекта. На каком этапе она была исключена из текста, трудно сказать. Возможно сами разработчики сами и убрали эту норму из законопроекта до его внесения в Государственную Думу, а пояснительную записку забыли исправить
Кроме того, установленная законопроектом компетенция регионального уполномоченного по правам человека, предполагает его системное взаимодействие как с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, так и с федеральым омбудсменом, уполномоченными по правам человека в иных субъектах Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, субъектами общественного контроля и иными государственными и общественными институтами.
Важно, что концепция законопроекта обсуждалась в сообществе российских региональных уполномоченных по правам человека, и в целом была ими поддержана.
Она была также согласована с органами власти в субъектах. Ко второму чтению все замечания были учтены.
Остается только пройти все этапы законотворческого процесса и посмотреть, как будет работать новый закон для правового обеспечения деятельности региональных омбудсменов и выполнения ими своих обязанностей по защите прав и свобод человека.
Очевидно, что устранение законодательных преятствий с пути региональных омбудсменов, усилит человеческий и профессиональный фактор для выполнения ими своей работы без оглядки на власть.