Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Нина Карпачевой направила представление председателю государственной пенитенциарной службы Украины Александру Лисицкову об устранении грубых нарушений в следственных изоляторах конституционных прав заключенных женщин и их детей на охрану здоровья, достойное обращение и жизнь.
Представление — результат осуществленного Омбудсманом Украины системного мониторинга состояния соблюдения конституционных прав и законных интересов лиц, находящихся в условиях изоляции от общества, в частности в Киевском следственном изоляторе.
В этом учреждении, по мнению омбудсмана, материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание заключенных женщин не отвечают требованиям статьи 11 Закона Украины “О предварительном заключении”. Матери с детьми содержатся в условиях, унижающих человеческое достоинство, что по международным стандартам расценивается как издевательство над человеком и считается одним из видов пыток, отмечается в представлении Нины Карпачевой.
Так, в начале мая 2011 года в Киевском СИЗО было 330 женщин, хотя максимальное количество койко-мест для заключенных женщин – 303. Следовательно, 27 заключенных не имеют спальных мест, спят по очереди в кроватях или же на полу. Несмотря на то, что в соответствии с требованиями закона для беременной женщины или женщины, имеющей при себе ребенка, норма площади в камере не может быть менее 4,5 квадратного метра, в камере, рассчитанной на 4 лица, содержатся 2 матери с младенцами и 3 беременные женщины. Одна из беременных женщин спит на сверх нормы поставленной кровати, другая, мать 6 детей, со сроком беременности 33–34 недели, – на верхнем ярусе двухэтажной кровати, что составляет большую угрозу травмирования для матери, так и будущего ребенка.
В нестерпимых, почти средневековых условиях находятся в Киевском СИЗО женщины, которых везут транзитом через этот изолятор в учреждения исполнения наказаний. В камерах стоит едкая вонь, нет доступа свежего воздуха, не проникает естественный свет, своевременно не проводится санитарная обработка доставленных по этапу лиц, наблюдается запущенность противоэпидемической работы. По мнению Уполномоченного по правам человека, причиной этого, в частности, является то, что нормативно-правовым актом, которым должны были бы быть урегулированы указанные вопросы, вообще не определен правовой статус категории транзитно-пересылочных лиц, что приводит к грубому нарушению их законных прав.
Уполномоченный по правам человека считает жестоким обращение с заключенной Д., которая со сроком беременности 37–38 недель была направлена по этапу из Симферопольского следственного изолятора в Черниговскую исправительную колонию № 44. Находясь в Одесском следственном изоляторе, заключенная родила ребенка и уже через две недели вместе с младенцем была направлена в Киевский СИЗО. Как отмечает роженица в обращении к Уполномоченному по правам человека, из-за неправильно поставленного диагноза после родов ей было запрещено кормить ребенка материнским молоком. Выводы о возможности такой транспортировки заключенной с двухнедельным младенцем в общем вагоне, вместе с другими осужденными, в условиях невозможности обеспечения элементарных гигиенических норм для матери и ребенка были предоставлены врачом Симферопольского следственного изолятора и начальником медицинской части Одесского СИЗО.
Как констатирует Уполномоченный по правам человека, не выполняются и требования статьи 8 Закона Украины “О предварительном заключении” относительно раздельного содержания лиц, впервые привлеченных к уголовной ответственности, отдельно от лиц, которые привлекались раньше. Кроме того, как объяснила одна из заключенных, содержание ее в период беременности в течение двух месяцев в камере с курящими женщинами стало причиной замирания плода и прерывания беременности со сроком 12–14 недель.
Во время бесед в Киевском СИЗО с Омбудсманом Ниной Карпачевой заключенные женщины жаловались на тесноту в помещениях, что унижает их достоинство, нерегулярное снабжение детским питанием и средствами гигиены для младенцев, несбалансированность питания для беременных и рожениц, непроведение вакцинации детей в соответствии с их возрастом, отсутствие в СИЗО врачей – педиатра, гинеколога, кардиолога.
Несмотря на обеспеченность заключенных в Киевском СИЗО соответствующим питанием, ограничивается их право, предусмотренное статьей 9 Закона Украины “О предварительном заключении”, покупать необходимые продукты питания. В магазине СИЗО заказ на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости заключенным можно сделать лишь дважды-трижды на месяц, ведь обслуживанием занимается лишь один сотрудник СИЗО.
В связи с изложенным, Уполномоченный по правам человека просит Председателя Государственной пенитенциарной службы Украины принять безотлагательные меры реагирования для устранения нарушений конституционных прав заключенных женщин и находящихся при них детей в следственных изоляторах Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.