Пандемия коронавируса испортила планы многих. Не стали исключением также российские школьники, которые в эти дни оказались на языковой практике в США в рамках известной программы «FLEX».
Напомним, «FLEX» (Future Leaders Exchange) — программа обмена, осуществляемая Государственным департаментом США, представляющая старшеклассникам (в возрасте 15-17 лет) из стран бывшего Советского Союза возможность бесплатно провести год в США, живя в американской семье и посещая американскую школу. Программа полностью финансируется правительством США, включая проезд, стипендию на карманные расходы и медицинскую страховку. С момента создания программы в ней приняли участие более 23 тысяч старшеклассников из 12 стран, в том числе 8 тысяч россиян.
С октября 2014 года, согласно решению правительства России, участие российских школьников в программе FLEX на межгосударственном уровне было отменено. Официально причиной для выхода России из программы стала будто бы из-за школьника, который решил остаться в США, признавшись в своей гомосексуальности. Он попросил эмансипации из-за издевательств на родине, чтобы официально остаться в Америке.
До последнего времени российские школьники участвовали в этой программе по своей инициативе и по инициативе своих родителей. Есть даже некая инициативная группа с одноименным названием, который в сети размещает информацию о наборе учащихся из России для поездки в Америку по программе FLEX. В настоящее ресурс открыт, но связаться с кем-либо на этом ресурсе невозможно. Обратная связь заблокирована. В социальных сетях, где у программы тоже есть страничка, в частности ВКонтакте, тоже все забоакировано.
А недавно стало известно, что из-за вспышки пандемии коронавируса и связанными с ними мероприятиями дети, которые находятся в США в рамках FLEX, должны вернуться на родину. Выяснилась также, что Россия на государственном уровне не имеет никакого отношения к этой программе, но американская сторона официально известила об этом Посольство России в Вашингтоне.
МИД России об этом сообщило 14 апреля на своем официальном сайте и через своего официального представителя.
«Нам только сказали, что в рамках одной лишь курируемой самим Госдепартаментом программы «Secondary School Student Program» в США прибыло 74 российских старшеклассника. Теперь ее реализация в «пожарном» порядке сворачивается из-за пандемии. Принимающая сторона не несет никакой ответственности за детей, и до сих пор даже не предоставила списков и сведений об их конкретном местопребывании, — указывалось в сообщении.
В сообщении МИД было также указано, что «в Посольство России поступают прямые обращения о репатриации от несовершеннолетних российских граждан, которые участвовали в других американских учебных или ознакомительных программах. Некоторых из них организаторы и принимающие семьи буквально выставили за дверь».
А теперь представьте состоянии родителей, дети которых оказались участниками этой программы. Представили? Но в российском ведомстве по иностранным делам, по всей вероятности, было не до этого. Авторы текста постарались подчеркнуть, что «МИД России не был поставлен в известность ни о каких программах, предполагающих вывоз наших школьников в США. Их реализация ни с кем не согласовывалась. Они осуществлялись втайне от российских властей».
Из сообщения также следует, что в настоящее время российская сторона добивается предоставления исчерпывающей информации о точном количестве школьников с указанием их фамилий и имен, местонахождения, названий учебных заведений, контактных данных тех, кто отвечал за пребывание детей в США.
«Потребовали также объяснений, на каком основании американцы вывозили их из России. Сделали соответствующие демарши Госдепартаменту и американскому Посольству в Москве. Предметной реакции пока нет», — говорится в информации.
Но пока МИД ждет подробной информации, оно возложило «всю ответственность за последствия, — по его словам, — такой махинации, на тех, кто детей увез туда».
Со своей стороны МИД и российские дипломатические учреждения в США, разумеется, делают всё возможное для розыска детей. Были бы признательны их родителям и школам за любую дополнительную информацию, которая поможет в этом, говорится в официальном сообщении министерства
На этом фоне свою позицию высказал экс-детский омбудсмен Павел Астахов, деятельность которого на этом посту совпала с ухудшением отношений между США и Россией по всем вопросам, связанным с детьми.
В разговоре с электронным СМИ «Царьград», занимающийся в настоящее время адвокатской практикой Павел Астахов, заявил, что ситуация с российскими школьниками в США вполне понятная, потому что если дети едут в рамках государственной или межгосударственной программы, то есть гарантии, а в частном порядке их нет.
«Это контролировать невозможно. Вопрос в другом. Как в любой ситуации, если возникает проблема, например, с выездом, с какими-то ограничениями, срочными мерами, то если это межгосударственная программа, государство отвечает за эти вещи и даёт гарантии. А если это частным порядком делается, тогда должны в договоре это всё прописать. Заключается же договор. Невозможно просто так выехать по туристической визе и там учиться. Нет, получают студенческие визы все, учебные. А учебная виза предполагает наличие соглашения. А если соглашение создаётся, то оно должно быть прописано так, что в случае возникновения экстренных ситуаций должен быть чётко прописан алгоритм действий той или другой стороны», — объяснил Астахов.
По его словам, в данном случае вопрос надо задавать тем людям, кто составлял программу «FLEX», а также родителям, которые не посмотрели, что в документе написано. Что касается американской стороны, то Астахов отметил крайнее недружелюбие со стороны штатов.
«Это плохо, что настолько недружелюбно, настолько негостеприимно они поступают. Потому что никто не застрахован от того, что их граждане не попадут в такую же ситуацию. Вряд ли американцы по отношению к своим гражданам допустили бы такие вещи», — заявил Астахов.
Он добавил, что Министерство образования России в последнее время делало всё, чтобы как можно меньше оставалось именно государственных программ обмена и обучения.
«Они сокращали все государственные программы ровно потому, чтобы снять с себя ответственность в таких ситуациях. Оно и понятно, потому что это основное стремление каждого чиновника как можно меньше на себя ответственности взять. Вот и всё», — заключил юрист.
Из аппарата действующего уполномоченного при Президенте по правам ребенка Анны Кузнецовой сообщили ТАСС, что она собирает информацию о школьниках из России, уехавших на учебу в США и оказавшихся в сложной ситуации из-за пандемии коронавируса.
«Анна Кузнецова уточняет обстоятельства по вопросу возвращения на Родину российских школьников, которые в США оказались в сложной ситуации. Также детский омбудсмен сообщила, что сейчас на стадии окончательного разрешения находится вопрос возвращения в Россию из Америки еще одной несовершеннолетней, находившейся там на обучении, о которой ей стало известно несколькими днями ранее от регионального уполномоченного по правам ребенка», — сообщили в пресс-службе.
Кстати, 15 апреля спецрейсом «Аэрофлота» из Нью-Йорка в Россию вернулись граждане России, в числе которых находилась несовершеннолетняя жительница Новосибирска 2003 года рождения, которую, как указано на сайте уполномоченного при Президенте РФ по правам детей, «удалось вернуть на родину благодаря содействию Анны Кузнецовой».
Остается только пожелать удачного возвращения домой остальным российским детям, которые очередной раз стали поводом для неуместных демаршов в условиях всемирной пандемии коронавируса.