Москва, пожалуй, единственный субъект России, где выборы депутатов законодательного органа и омбудсмена столицы почти совпадают. И, кажется, это обстоятельство используется политиками не в пользу развития института уполномоченного по правам человека в Москве.
Москва как субъект Российской Федерации учредила должность Уполномоченного по правам человека с принятием соответствующего городского закона 15 апреля 2009 года (вступил в силу 1 августа 2009 года). Спустя пять месяцев (23 сентября) на эту должность был назначен постановлением Мосгордумы Александр Музыкантский, бывший префект Центрального административного округа, бывший министр столичного правительства по вопросам информации и общественно-политическим связям, а также действующий профессор, заведующий кафедрой факультета мировой политики МГУ имени М. В. Ломоносова.
Стоит отметить, что претендентов на должность первого омбудсмена столицы было два. Кандидатуру Музыкантского внес мэр столицы Юрий Лужков, а второго кандидата, правозащитника Валерия Борщева — оппозиционная фракция «Яблоко — Объединённые демократы» в Мосгордуме. Впрочем, еще до начала голосования, вторая кандидатура была снята выдвигавшей ее фракцией. Как объяснил ее председатель, депутат Сергей Митрохин, партия желает оставить правозащитника в своих рядах. Сам Валерий Борщев заявил, что поддерживает кандидатуру Музыкантского на должность столичного омбудсмена, поскольку считает его достойным претендентом, настоящим демократом, способным принести столичной правозащитной деятельности ощутимую пользу.
Согласно подсчетам, 26 из 30 присутствующих на заседании депутатов проголосовали за кандидатуру Музыкантского, один бюллетень был признан недействительным.
Проработав пять лет, как мог, Музыкантский покинул должность столичного омбудсмена. При этом это было сделано так спешно, что, будучи еще на государственной должности, стал членом Общественной палаты РФ, что является нарушением закона. К этому времени пришедший на смену Юрию Лужкову на посту мэра Сергей Собянин на должность нового Уполномоченного по правам человека в Москве выдвинул кандидатуру заместителя главы столичного департамента соцзащиты Татьяны Потяевой.
Биография – лучше не придумаешь для государственной службы. Родилась в Москве. По профессии — педагог. С 1974 года работала в сфере образования. Долгие годы возглавляла московскую гимназию №1531. В 1994 году ей присвоено Почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Является кандидатом экономических наук, академиком Академии творческой педагогики. В 2004 года была избрана депутатом Мосгордум, в составе фракции партии «Единая Россия». После истечения срока полномочий в 2009 году перешла на работу в Правительство Москвы (заместителем руководителя Департаменте социальной защиты населения города Москвы).
Ее кандидатура была внесена в Мосгордуму 22 сентября 2014 года, а уже 24 сентября депутаты утвердили ее на посту омбудсмена. С такой скоростью еще не выбирали омбудсмена ни в одном субъекте РФ. При этом, голосование и назначение состоялось на первом заседании, в один день с формированием структуры новоизбранной Мосгордумы VI созыва (выборы в Мосгордуму состоялись 14 сентября 2014 года по 45 избирательным округам): председателя, его заместителей и так далее. Депутаты практически единогласно поддержали кандидатуру нового омбудсмена. Из 43 принявших участие в голосовании, 42 проголосовали «за», один бюллетень оказался недействительным.
После оглашения результатов голосования, новоизбранный омбудсмен Потяева произнесла текст клятвы, который содержится в законе: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом города Москвы и законодательством города Москвы, справедливостью и голосом совести».
Несмотря на такую единогласную поддержку депутатов, назначение Татьяны Потяевой правозащитное сообщество восприняло неоднозначно. В то время Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова (в настоящее время глава ЦИК) даже публично раскритиковала процедуру назначения московского омбудсмена.
Памфилова упрекнула мэра Сабянина за то, что он «не последовал примеру президента, который при назначении федерального уполномоченного провел широкие консультации с правозащитным и экспертным сообществом». Она выразила недоумение по поводу процедуры назначения, которая «оказалась абсолютно недемократичной, закрытой и стремительной, без предварительного обсуждения с правозащитным и экспертным сообществом, которое в Москве очень развито». При этом саму Татьяну Потяеву она охарактеризовала как «уважаемого человека» и заверила, что будет с ней работать. По ее мнению, такое назначение стало медвежьей услугой и для нового омбудсмена, поскольку она не успела познакомиться с правозащитным сообществом.
Заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова пояснила газете «Коммерсантъ», что по московскому закону кандидатуру омбудсмена могли внести в Мосгордуму не только мэр, но и депутаты в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего, но, по ее словам, процесс отбора омбудсмена «наложился» на выборы депутатов в Мосгордуму. В ином случае, как заверила чиновник, «обязательно были бы консультации с депутатами, как положено». В итоге кандидатуру омбудсмена также, по ее словам, мэр внес в Мосгордуму в последний день, и ее быстро утвердили, так как «депутаты знали ее, и ни у кого не возникло вопросов». Так же она отметила, что «у Александра Музыкантского полномочия заканчивались 23 сентября, поэтому мы начали где-то в середине сентября обсуждение кандидатуры Татьяны Потяевой с общественными организациями Москвы, в частности с советом ветеранов, обществом инвалидов». Кандидатуру, подчеркивает заместитель мэра, «поддержали все», потому что госпожа Потяева «работала в этой среде с малообеспеченными и социально незащищенными слоями населения».
Сама Татьяна Потяева сказала «Коммерсанту», что предложение о новой работе ей поступило «недели две назад», но она не знает, как точно «проходит процедура» назначения. «Я сама себя не назначала, случилось как случилось», — сказала госпожа Потяева. При этом она заверила, что «в обязательном порядке» познакомится и с членами Общественной палаты Москвы, и с правозащитниками.
Прошедшие пять лет показали, что самая близкая тема для московского омбудсмена – социальная защита москвичей. А еще она время от времени посещала места лишения свободы на территории Москвы, в том числе, когда после очередных митингов оппозиции полиция задерживала наиболее заметных из них и доставляла в изоляторы временного содержания. Правда, в действиях полиции она, как правило, не находила никаких нарушений прав человека. Читая ежегодные доклады омбудсмена Москвы, порой создается впечатление, что они написаны для читателей, живущих за пределами Москвы. Кстати, начиная с этого года доклад Уполномоченного по правам человека в Москве выпускается также на английском языке. Очевидно, что такое издание адресовано не русскоговорящей аудитории. В этом, возможно, нет ничего плохого, за исключением того, что в таких текстах больше места занимает удовлетворенность омбудсмена тем, что с правами человека в «нашем замечательном городе – Москве» не все так плохо. А читателю или жителю Москвы хочется, я так думаю, чтобы омбудсмен называл в своих докладах имена нерадивых представителей власти, которые не уважают и нарушают права «москвичей – жителей непростого, но такого прекрасного города, как наша Москва», как пишет омбудсмен в своих докладах.
И вот прошло пять лет. Депутаты Мосгордумы, которые ее избрали на должность омбудсмена пять лет назад, за несколько дней до сложения своих полномочий, направили кандидатуру Татьяны Потяевой на согласование с федеральным омбудсменом Татьяной Москальковой, как того требует новое законодательство. Выдвижение Татьяны Потяевой и на этот раз, проходило именно в тот момент, когда все были заняты предвыборной суетой в Мосгордуму, а митинги в связи с нерегистрацией представителей оппозиции в качестве кандидатов в депутаты жестко разгонялись сотрудниками Росгвардии.
В итоге, опять, как и пять лет назад, Татьяна Потяева оказалась единственным кандидатом на должность омбудсмена в Москве, а о согласовании ее кандидатуры с федеральным омбудсменом не сообщается даже на ее официальном сайте.
Как следует из опубликованной на официальном сайте Федерального омбудсмена, «19 сентября Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова согласовала назначение Татьяны Потяевой на пост уполномоченного по правам человека в Москве.
Сообщается, что «в ходе беседы Татьяна Потяева рассказала федеральному омбудсмену о позитивном опыте защиты прав человека в Москве, актуальных проблемах в данной сфере и механизмах их решения».
В частности, «Татьяна Москалькова интересовалась состоянием прав москвичей, в первую очередь в социальной сфере. Отдельное внимание Уполномоченный уделила вопросам реновации, жилищной сферы и соблюдения прав человека в местах принудительного содержания».
«По итогам беседы Уполномоченный одобрила переназначение Татьяны Потяевой на этот пост», — говорится в официальном сообщении.
Можно сказать, что все формальности соблюдены. Но, несмотря на это, окончательное слово за новоизбранными депутатами Мосгордумы.
Голосование по ее кандидатуре пройдет, по всей вероятности, на ближайшем заседании законодательного органа столицы. При голосовании вряд ли можно ожидать сюрпризов, но единогласной поддержки, думаю, тоже не будет. По крайней мере, депутаты, которые получили свои мандаты благодаря «Умному голосованию» оппозиционера Алексея Навального вряд ли поддержат выдвиженца действующего мэра Сергея Собянина.
Но это не так важно. Для ее избрания на должность требуется лишь простое большинство депутатов. А такое большинство в Мосгордуме есть. Это — сторонники партии «Единая Россия», которые непременно учтут, что Татьяна Потяева даже в должности омбудсмена, считала себя сторонником «Единой России» и даже возглавляла один из районных координационных советов сторонников этой партии в Москве (Алексеевского района). Плохо, что отсутствие открытости процедуры выдвижения кандидатов на должность омбудсмена становится нормой для властей Москвы. В таких условиях даже самый приемлемый для многих слоев общества кандидат воспринимается ими как представитель власти, который обслуживает, в первую очередь, ее же интересы.