МОСКВА, 8 апр — РИА Новости. Дети, представители нового поколения, могут и должны относиться к проблемам людей с ограниченными возможностями по-другому, а их родители, учителя и взрослые в целом должны отказаться от собственных стереотипов и помочь им в этом, считает журналистка и общественный деятель Ирина Ясина.
Ясина вместе с писательницей Людмилой Улицкой и директором Института психолого-педагогических проблем детства Татьяной Волосовец на пресс-конференции в четверг представила свою книгу «Человек с человеческими возможностями». Участники встречи обсуждали проблемы людей с ограниченными возможностями и, в частности, проблему инклюзивного образования, обучения детей-инвалидов в обычных школах вместе с их здоровыми сверстниками.
По мнению журналистки, распространенное представление о жестокости обычных школьников, из-за которой дети-инвалиды не смогут там учиться, — это заблуждение. Взрослые, как считает Ирина, сами убеждают себя в этом, не желая действовать и менять сложившуюся ситуацию.
«Дети не жестоки, и чем раньше мы создадим эту систему совместной жизни, тем более здоровое общество мы получим», — заявила Ясина.
Книга «Человек с человеческими возможностями» — это десятая изданная книга в рамках проекта писательницы Людмилы Улицкой «Другой, другие, о других», литературной серии о различных проблемах и аспектах жизни людей с ограниченными возможностями. В этой серии уже вышли книги о еде, одежде, профессии, семье и других важных вопросах, к публикации также планируются книги о праздниках и агрессии.
По мнению создательницы проекта, эти книги показывают все болевые точки, все вопросы, которые сложно решать. Они, как заметила Улицкая, показывают множественность возможных позиций и делают людей более гибкими. Серия интеллектуальной литературы для детей не будет исчерпана уже подготовленными книгами.
«Мы не закрываем проект. Если возникнет автор с хорошей темой, мы открыты», — сказала Улицкая.
Человеческие возможности
Сейчас в России, по официальной статистике, проживают около 580 тысяч детей-инвалидов. По данным Татьяны Волосовец, неофициальные оценки независимых экспертов увеличивают это число почти в четыре раза, до двух миллионов.
Как согласились участники обсуждения, для России опыт успешного обучения ребенка-инвалида в массовой школе пока является исключением. Волосовец отметила, что на сегодня нет ни одного нормативного акта, регламентирующего этот механизм. Большинство детей учатся в специальных школах, в основном организованных по принципу интерната, где у детей нет возможности находиться рядом с родителями и близкими.
Родители и дети, которые идут на обучение в массовой школе, сталкиваются с множеством трудностей. Например, для инвалидов практически не приспособлен Единый государственный экзамен, сдавать который должны все выпускники общеобразовательных школ. Кроме того, школьные здания, оборудование, наконец, сами педагоги зачастую не готовы принять ребенка-инвалида.
«Если таких условий нет, ребенок приходит в школу, садится на заднюю парту, ему говорят «сиди тихо, не мешай». И вот такой вариант интеграции нам абсолютно не нужен», — подчеркнула Волосовец.
При этом в Италии, например, спецшколы перестали существовать с принятием в 1971 году закона об интегративном образовании. Как отметила Волосовец, «никто не умер, все прекрасно себя чувствуют», и сегодня дети, их родители и учителя уже не представляют, что обучение детей с ограниченными возможностями может быть организовано иначе. В Бельгии родители могут выбрать, в какую школу, общую или специализированную, будет ходить их ребенок.
Поводы для оптимизма
Участники пресс-конференции отметили, что необходимо, чтобы эта и другие книги серии попали к их целевой аудитории, в школы к детям. При этом, по словам Татьяны Волосовец, «пользу книга принесет прежде всего здоровым детям».
Людмила Улицкая подчеркнула, что если учесть, что самой проблеме образования для инвалидов всего около 200 лет, за это малое время сделано очень многое, в том числе, существуют и оригинальные российские методики в этой области.
«Мы всегда опаздываем лет на 20-50, но это опоздание можно ликвидировать», — уверена она.
Главная проблема, с которой сталкивается проект, по ее мнению, — спад интереса детей к чтению вообще. И хотя авторы старались сделать книги «вкусными и полезными», они «не могут конкурировать с Гарри Поттером», и необходимо участие взрослых, способных помочь ребенку.