Мы продолжаем следить со всей страной за судьбой знаменитого Международного Центра Рерихов, который располагается в Усадьбе Лапухиных в Подмосковье.
Напомним, что этот знаменитый на весь мир культурный центр по планам министра культуры Владимира Мединского должен быть реорганизован. На официальном сайте музея висит объявление следующего содержания: «С 1 мая 2017 года работа общественного Музея имени Н.К. Рериха временно приостановлена в связи с захватом и незаконным блокированием здания и территории Музея». (Подробно обо всем см.:https://save.icr.su/ru/).
Несколько дней назад мы опубликовали статью детского омбудсмена Владимирской области Геннадия Прохорычева «Наследие Рерихов и Усадьба Лопухиных будут возвращены…», в которой ставится под сомнение идея министра, в том числе с точки зрения соблюдения культурных прав россиян.
В нашу редакцию поступило открытое письмо Совета трудового коллектива Международного Центра Рерихов» на заявление «великодушного» министра культуры Владимира Мединского, который обещал трудоустроить работников Международного Центра Рерихов в Музей Востока.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Совет трудового коллектива МОО «Международный Центр Рерихов» (МЦР) считает неприемлемым предложение министра культуры РФ В.Р.Мединского о трудоустройстве сотрудников МЦР «в новом музее Рерихов, создаваемом на базе музея Востока». Данное предложение, напомним, прозвучало из уст министра 20 мая сего года на его лекции в Центральном музее Великой Отечественной войны (г. Москва) и было опубликовано на официальном сайте Министерства культуры РФ. Цитата: «Всех этих сотрудников надо взять на работу, если они любят Рерихов, знают о них, пусть приходят»[1].
Сотрудники МЦР не только любят Рерихов, но и хорошо знакомы с их волей, касаемо передачи в Россию наследия семьи Рерихов для создания общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, независимого от Министерства культуры и тем более Музея Востока. Хочется напомнить господину Мединскому и его подчиненным, что коллектив Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха, созданный и возглавляемый на протяжении четверти века выдающимся отечественным индологом и рериховедом Л.В.Шапошниковой, всегда четко выстраивал свою работу в соответствии с концепцией С.Н.Рериха, изложенной в его открытом письме «Медлить нельзя»[2].
Устроенная Министерством культуры беспрецедентная кампания дискредитации (а по сути, неприкрытой травли) Международного Центра Рерихов, а также доверенного лица С.Н.Рериха Л.В.Шапошниковой в отечественных средствах массовой информации, бесконечные проверки самых разнообразных надзорных органов по надуманным предлогам, всевозможные письма откровенно ложного характера в Минюст, прокуратуру и силовые структуры страны против нашей организации, и наконец, незаконный захват усадьбы Лопухиных и наследия Рерихов, принадлежащего МЦР представителями Государственного музея Востока при поддержке Министерства культуры и частной силовой структуры «Шквал», выдворение коллектива Центра на улицу окончательно подорвали доверие к власти в лице министра культуры В.Р.Мединского, несущего персональную ответственность за содеянный произвол.
Кроме того, предложение господина министра не согласуется с заявлениями т.н. директора государственного музея Рерихов на руинах МЦР Т.К.Мкртычева, сообщившего общественности о крайне малом штате будущего нового учреждения и значительном сужении его задач путем изъятия из работы нового музея философской системы Живой Этики, являющейся основой не только экспозиции, но и принципов работы ныне существующего общественного музея[3]. Экспозиция негосударственного музея Н.К. Рериха, созданная стараниями коллектива МЦР под руководством Л.В.Шапошниковой, получила высокую оценку Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой и многих выдающихся деятелей науки и культуры и снискала славу не только в России, но и далеко за ее пределами. Желание подчиненного Министерства культуры «нового директора» Т.К.Мкртычева, мало разбирающегося в наследии Рерихов и неприемлющего философию Живой Этики, полностью снести «устаревшую», по его мнению, экспозицию общественного музея вызывает у нас справедливое возмущение и протест.
Такое варварское отношение современных чиновников от культуры к воле великого сына России и Индии, последнего из семьи Рерихов – Святослава Николаевича Рериха, выраженное в разгроме общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Москве у стен Кремля, а также грубое попрание международного Кодекса музейной этики ИКОМ, делает неприемлемым для коллектива МЦР любые предложения нынешнего руководства Министерства культуры о возможном «сотрудничестве» с ним на руинах общественного музея.
Вынуждены отметить, что заложенное в философии Живой Этики «новое вселенское мышление»[4], или «космическое мировоззрение»[5], к утверждению которого в России так стремились С.Н.Рерих и его доверенная Л.В.Шапошникова, не может утвердиться в стране, разрушающей формы новой общественной культуры. В этом случае наше отечество ждет период нестабильности, поскольку страна не выдерживает «испытания восприятием культуры». Именно это, последнее, согласно утверждению Н.К. Рериха, испытание способно вознести человечество «на ступени знания и красоты». Эту же мысль художника повторил в одном из своих обращений в защиту МЦР и патриарх российской культуры академик Д.С.Лихачев, видевший в Центре-Музее имени Н.К.Рериха «оплот общественной независимой культуры».
Сохранение Международного Центра Рерихов и общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха на принципах, изложенных С.Н.Рерихом, – именно в этом коллектив Центра видит не только выполнение воли С.Н. Рериха, но и залог будущего устойчивого развития отечественной культуры, без которой невозможно процветание страны.
Совет трудового коллектива МОО «Международный Центр Рерихов»
Е.А.Захарова
В.В.Байда
М.В.Гришина
Т.А.Иванова
Т.О.Книжник
Д.С.Куляница
А.А.Лебеденко
О.И.Миронова
Н.Н.Морочковская
Д.Ю.Ревякин
Е.В.Романова
Т.Н.Румянцева
В штате МОО «Международный Центр Рерихов» состоит 95 сотрудников.
24 мая 2017 г.
[1] Мединский: «Сотрудники центра Рерихов могут приходить на работу в новый музей» / Режим доступа: http://www.mk.ru/culture/2017/05/21/medinskiy-sotrudniki-centra-rerikhov-mogut-prikhodit-na-rabotu-v-novyy-muzey.html
[2] С.Н. Рерих «Медлить нельзя» // Газета «Советская культура», 29 июля 1989 г. / Режим доступа: http://lib.icr.su/node/11
[3] Тигран Мкртычев: «Государственный музей Рерихов не предполагает заниматься популяризацией Живой Этики. У нас будет очень маленький штат, направленный на хранение и экспозиционно-выставочную работу» / Режим доступа: https://www.facebook.com/groups/74280704861/permalink/10154818776654862/?pnref=story.unseen-section
[4] «Новое вселенское мышление» ‑ термин, используемый С.Н. Рерихом в его письме «Медлить нельзя» // Газета «Советская культура», 29 июля 1989 г. Режим доступа: http://lib.icr.su/node/11
[5] Термин, введенный в научный оборот академиком Л.В. Шапошниковой. Согласно определению ученого, космическое мировоззрение – новое мышление, начавшееся формироваться на рубеже XIX–XX веков в России в результате духовной революции. В этом процессе участвовали: наука – в лице таких выдающихся ученых, как К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский; философы Серебряного века, такие, как В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, а также крупнейшие художники, поэты, музыканты – Ф.Тютчев, А.Блок, В.Брюсов, А.Белый, Ю.Балтрушайтис, К.Бальмонт, М.Цветаева, Вяч.Иванов, Д.Мережковский, А.Скрябин, Н.Рерих, М.Чюрлёнис, А.Бенуа, Л.Бакст, К.Сомов, М.Врубель, М.Добужинский, К.Петров-Водкин, П.Филонов и другие. Особое место в этом процессе занимает философская система Живой Этики, созданная семьей Рерихов в 1920–1940-х гг. прошлого столетия. Введению Живой Этики в научный оборот Л.В.Шапошникова посвятила значительное количество своих публикаций и выступлений.