28 марта объявлено в России днём траура. Президент подписал Указ «Об объявлении траура в связи с гибелью людей в результате пожара в Кемеровской области».
25 марта днем в пожаре в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в Кемерово по официальным данным погибли 64 человек, в том числе дети.
В связи с трагедией Уполномоченный по правам человека в России опубликовала заявление.
— Наверное, нет ничего страшнее того, когда в мирное время гибнут люди. Особенно – дети…
Мы живём в мире уже привыкшем к техногенным катастрофам, смирившимся с чудовищными цифрами погибших на дорогах, в авиакатастрофах и на пожарах. Возможно, это покажется циничным, но давайте не будем строить иллюзий: это – наша плата за современную цивилизацию и единственный способ её минимизировать – это ответственность, внимательность и строжайшее соблюдение всех норм безопасности.
Мы пока не знаем причин страшной трагедии в Кемерово. Но с высокой степенью вероятности можно предположить, что к гибели людей, как это уже бывало не раз, привели нарушения при реконструкции здания, на которые не обратил внимания новый собственник, халатность и низкий уровень контроля за соблюдением правил пожарной безопасности. Вспомним: так было в приснопамятной пермской «Хромой лошади» в 2009 году, когда погибло 156 человек, 8 декабря прошлого года в торговом центре «Аист» Раменского района Московской области погибло 3 человека. Только за 2017 год в торговых центрах нашей страны произошли 10 крупных пожаров.
Самое страшное в том, что эти трагедии почти ничему нас не учат. «Почти» потому, что в своё время научил страшный Чернобыль: с тех пор безопасность ядерных объектов в нашей стране стала эталонной. Так неужели нам нужна сравнимая по жертвам катастрофа для того, чтобы элементарно поддерживать в рабочем состоянии пожарную сигнализацию, чтобы открытыми оставались запасные выходы, чтобы владельцы торговых и развлекательных помещений были заинтересованы в скрупулёзном соблюдении правил безопасности?
У нас вообще сложилась настораживающая практика: сначала – страшная, федерального масштаба трагедия, о которой говорят все СМИ. Потом тема как-то плавно сходит на нет: наказали кого-то или нет и того ли наказали…уже не актуально. Вспомните гибель детей в Карелии на Сямозере в 2016 году, или до сих пор тянущееся дело о страшном ростовском пожаре прошлого года. Дело ведь не в том, чтобы кого-то показательно лишить свободы: важно сделать выводы и сформулировать правила, нарушение которых будет жёстко караться. Другого выхода из этого замкнутого круга катастроф нет.
Не сомневаюсь, что хотя бы на этот раз ответы на вопросы будут получены, виновные понесут наказание, но ведь никто не вернёт нам наших сограждан, ни в чьих силах воскресить детей – наше будущее, которое мы безвозвратно потеряли. Именно мы – россияне. Это – наша общая скорбь… Значит – поможем всем, чем сможем.
Сегодня один из руководителей аппарата Уполномоченного вылетел в Кемерово, чтобы на месте оказать помощь уполномоченному по правам человека в Кемеровской области Николаю Волкову. Мы вместе должны понять: чем и как мы можем помочь людям в их горе… Точнее – в нашем общем горе.
Вечная память…
Редакция журнала «Европейский омбудсман» скорбит со всей страной.