журнал о правах человека и деятельности национальных учреждений по их защите
Деятельность омбудсманов
Справочная информация
Исследования
Правозащитный дайджест


Ссылки на сайты Уполномоченных
Дело предпринимателя сплотило саратовского бизнес-омбудсмена, общественников, юристов, журналистов…

Юрист-предприниматель Дмитрий Миненков, в данный момент находящийся под следствием, уже семь месяцев пребывает в следственном изоляторе (СИЗО). Рассмотрение апелляции в Саратовском областном суде ничего не изменило. Суд второй инстанции оставил без изменения решение районного суда о мере пресечения для Миненкова, доказав таким образом, что он не готов претворять в жизнь идею о смягчении меры пресечения по экономическим преступлениям, высказанную Президентом России Владимиром Путиным.

Дело Миненкова

Прочитав извещение своего фейсбушного друга, саратовского юриста и общественника Николая Скворцова о предстоящем процессе в суде апелляционной инстанции по уголовному делу Дмитрия Миненкова из Саратова, мы решили непременно присутствовать на нем. Также впервые в таком деле должен был участвовать уполномоченный по защите прав предпринимателей области. Думалось, что суд в Саратове изменит меру пресечения для предпринимателя, чье здоровье за семь месяцев пребывания в СИЗО значительно пошатнулось.

Дмитрий Миненков – не подсудимый и не осужденный. Он находится под следствием и по решению Кировского районного суда Саратова с июня 2016 года пребывает в Саратовском СИЗО. Срок содержания его под стражей неоднократно увеличивался из-за продления срока предварительного следствия. Ему предъявлено обвинение по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ – «Групповое мошенничество». Обвинение серьезное. И, по оценке экспертов, – весьма часто используемое для привлечения предпринимателей к уголовной ответственности, так как с такой формулировкой это значительно проще делать. К сожалению, в стране предпринимательская деятельность пока так и не стала уважительным занятием, хотя за счет этого пополняются бюджеты на всех уровнях.

В 2015 году, будучи конкурсным управляющим, ныне подследственным Миненковым было выявлено две подозрительные с точки зрения закона многомиллионные сделки, одним из участников которых стала компания, подконтрольная одному столичному предпринимателю. В результате судебных разбирательств московскому предпринимателю был нанесен серьезный ущерб. А в 2016 году появилось уголовное дело с обвинением Миненкова и его компаньонов.

Сейчас следствие делает все, чтобы доказать, что Миненков и его сообщники совершали мошеннические действия, а не занимались предпринимательством. Почему? Да потому что в ноябре 2016 года Пленум Верховного суда принял постановление, которое отграничивает мошенничество в предпринимательской деятельности от обычного бизнеса на свой страх и риск, обезопасив тем самим предпринимателей от уголовных репрессий.

Между тем, Миненков совместно с другими, как юрист-предприниматель, а по версии следствия — мошенник, выиграл несколько судов в Саратове, Казани и Москве. Странно, но никто тогда, ни суды, ни его контрагент не заметили, что он «мошенник». А тут вдруг заметили и в одно мгновение, по заявлению проигравшей стороны, возбудили уголовное дело и по решению районного суда Дмитрия заключили под стражу.

Не согласившись с таким решением, защита юриста-предпринимателя Миненкова обратилась в Саратовский областной суд – в апелляционную инстанцию с ходатайством о применении к подследственному меры пресечения в виде домашнего ареста или освобождения под залог.

Идем в суд

Созвонившись с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Саратовской области Михаилом Петриченко, избранным на эту должность в конце прошлого года, мы узнали, что омбудсмен обязательно собирается присутствовать на заседании по делу Миненкова.

Войдя в здание Саратовского областного суда, направляюсь к залу, где состоится заседание. Глазам не верю. Холл полон людьми. Поддержать предпринимателя пришел не только уполномоченный по защите прав предпринимателей области, но и представители региональной Общественной палаты во главе с ее председателем Александром Ландо, а также юристы, правозащитники, журналисты.

В назначенный час, в 10.00, началось судебное заседание. Небольшой зал — битком. Часть людей стоят у дверей. Чтобы получить возможность вести съемку и запись судебного заседания, обращаемся с ходатайством к председательствующему на процессе федеральному судье Владимиру Артомонову. Ходатайство с согласия сторон процесса удовлетворяется частично.

Судья объясняет, что можно произвести лишь протокольную съемку. «Вы знаете, что такое протокольная съемка?» – уточняет он. «Да, Ваша честь». Представители других СМИ, расположившихся между рядами, руководствуются тем же разрешением. Но в реальности ограничения процесса съемки так и не происходит. Может, потому, что журналисты при выполнении своей работы не мешают другим. А может, из-за того, что результат процесса уже известен и судья не хочет давать лишнего повода для критики за ограничение свободы СМИ.

Позиция адвокатов и позиция прокурора

Подследственный Дмитрий Миненков из СИЗО, с которым установлена видеосвязь, и его адвокаты Антон Лагуткин и Василий Худенко представляют свою позицию по делу. Они убеждены, что пока идет следствие, Миненков может находится под домашним арестом. Звучит мысль о том, что нахождение в СИЗО является средством давления на подследственного для получения нужных показаний. По словам защитника Антона Лагуткина, продление срока содержания под стражей свыше шести месяцев – «правовой Рубикон».

«Речь идет о ненасильственных преступлениях. В прошлый раз единственным основанием для продления срока содержания под стражей была возможность скрыться. Я обратился с запросом к начальнику УФСИН с просьбой предоставить информацию о количестве побегов из-под домашнего ареста. Мне ответили, что были случаи нарушения, но ни одного находящегося в розыске нет», — заявляет адвокат.

Кроме того, у Миненкова – серьезные проблемы со здоровьем. А дома его ждет годовалый сын.
Адвокат пояснил, что уже есть «свежее постановление пленума Верховного суда, где речь идет о наличии обязательных оснований для решения судов по вопросам избрания меры пресечения».

Защита просит суд изменить меру пресечения на домашний арест или залог. По словам самого Миненкова, утверждение следователей, будто в случае домашнего ареста он может скрыться за пределами страны, не имеет под собой оснований. «Мой заграничный паспорт находится у следователя в сейфе», — говорит он.

Все доводы кажутся обоснованными. Защитники уточняют, что они были представлены также на суде первой инстанции, но он их проигнорировал. Они просят лишь об одном у судьи: не принимать революционных решений, а исходить из практики саратовских судов. В частности, по словам адвоката Антона Лагуткина, в Саратовской области невозможно сбежать из-под стражи, поскольку используются браслеты. Судья задает несколько вопросов относительно других участников дела, делает какие-то записи, листает дело. Выясняется, что из четырех подозреваемых двое находятся в розыске.

Слово представляется прокурору Илье Силонову. Тот с чрезмерно серьезным выражением лица произносит несколько коротких выученных фраз, которые заканчиваются бескомпромиссным: «Нецелесообразно удовлетворить ходатайство защиты!».

Суд не дает слово бизнес-омбудсмену

Во время прений подследственный и его защитники практически повторяют те же доводы, которые были приведены ими во время выступления. Адвокат Антон Лагуткин ходатайствует, чтобы суд разрешил выступить на процессе Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Саратовской области Михаилу Петриченко. Судья долго записывает название должности омбудсмена, переспрашивая каждое слово. Создается ощущение, что он первый раз слышит о существовании Уполномоченного. Затем судья спрашивает мнение подследственного и представителя прокуратуры по поводу указанного ходатайства. Представитель надзорного органа снова возражает. Судья поддерживает точку зрения прокурора – со ссылкой на то, что Уполномоченный по защите прав предпринимателей не является участником процесса.
После этого судья уходит в совещательную комнату для принятия решения. В зале оживление. Бизнес-омбудсмен в беседе с нами уточняет, что в настоящее время на федеральном уровне рассматривается вопрос относительно допуска Уполномоченных по защите предпринимателей в регионах в судебные процессы в качестве экспертов. А пока лишь в двух субъектах защитники прав предпринимателей могут полноценно исполнять свои функции в суде. Саратова в числе этих субъектов нет.

Встать, суд идет!

В это же время Николай Скворцов собирает находящихся в зале граждан перед видеокамерой, расположенной над монитором с изображением Дмитрия Миненкова в СИЗО. Они хором приветствуют Миненкова по видеосвязи. В ответ Миненков на мониторе машет рукой. Чувствуется, что он крайне растроган такой поддержкой со стороны не только знакомых, но и незнакомых.

Через несколько минут секретарь судебного заседания просит всех занять свои места. Еще через минуту звучит: «Встать, суд идет!» Все встают, и судья оглашает свое решение: «Оставить без изменения решение Кировского районного суда…».

Судья еще не закончил зачитывать свое решение, а в зале уже началось заметное движение к выходу. Кто-то стал скандировать: «Позор, позор!..»

Итак, сенсации не случилось. Судья отказался брать на себя ответственность и смягчить меру пресечения. В тот момент он напоминал «человека в футляре», который вечно боялся, «чтобы чего-нибудь не вышло».
О чем это говорит? Откройте социальные сети и все увидите. Народ не верит, что в стране существует независимая судебная система. В условиях ее отсутствия говорить о справедливости не приходится. Но этот судебный процесс многому учит. В частности, он показал, что люди способны сплотиться, видя несправедливость. А сплоченный народ способен отстаивать свои прав.



Метки:

Последние новости
Европейский Союз объявил 25 февраля об очередной, десятой по счету, санкции против российских физических и юридических лиц. На этот раз в число лиц, которым запрещен въезд в страны ЕС, вошла Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Правовое регулирование деятельности: Закон об уполномоченном парламента 1967 г. и Законе об уполномоченном службе здравоохранения... Read More »
Биография
Международная федерация журналистов (IFJ) сообщила о немедленной приостановке членства Союза журналистов России (СЖР) в организации в связи с "действиями, противоречащими принципам и целям Федерации", сообщили РИА Новости.
В начале августа 2022 года Совет авторитетной организации Международный институт омбудсмена (IOI) отменил членство федерального омбудсмена России Татьяны Москальковой по требованию омбудсменов ряда стран.
Представители ряда авторитетных структур Совета Европы выступили совместным заявлением накануне годовщины так называемой специальной военной операции России в Украине
Парламент Армении ищет нового Защитника прав человека (омбудсмена), после того как спустя год работы досрочно ушла в отставку с этой должности Кристине Григорян
Единственная дорога, по которому проходит автодорога, соединяющая Армению и Арцах с 12 декабря 2022 года перекрыт и контролируется, по сообщениям официального Баку, так называемыми экологическими активистами
Президент России Владимир Путин 21 февраля обратился с посланием к Федеральному Собранию, выполнив, таким образом, требование конституции страны
Депутаты поддержали кандидатуру Петра Перевезенцева, отметив его заслуги работы в партии, общественно-политической жизни края, открытость для диалога и готовность работать на благополучие региона и его жителей