Член комитета Государственной Думы РФ по государственному строительству и законодательству, заместитель секретаря генерального совета партии «Единая Россия» Ольга Баталина, рассказала в газете «Известия«, какое наказание, на самом деле, грозит домашним насильникам. По словам депутата «Декриминализация побоев — это не «благословление садюг».
Напомним, 27 января Государственная Дума РФ приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части установления уголовной ответственности за побои), широко известный как «закон о домашнем насилии» или «закон о шлепках».
Вот как объясняет правовую позицию указанного закона Ольга Баталина:
«Госдума приняла, пожалуй, один из самых резонансных законов весенней сессии — исправила допущенные ошибки и убрала из Уголовного кодекса «антисемейные нормы». Теперь ответственность за побои как внутри семьи, так и за ее пределами стала одинаковой для всех, кто бы ни совершил эти действия, — пишет депутат.
— Собственно, так всегда и было, только раньше за ссадины и синяки сразу наступала уголовная ответственность, а теперь — при первом случае побоев — жесткая административная, а при повторном — уже уголовная.
Чего же хотят все те, кто безапелляционно заявляют: «Дума разрешила безнаказанно бить близких?» И действительно ли она это разрешила?
Напомню, что идею декриминализации ряда статей Уголовного кодекса РФ высказал президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию в 2015 году. Затем Верховный суд внес в Госдуму законопроект, в котором среди прочих норм предложил смягчить ответственность за побои. Несмотря на столь грозное название, под «побоями» в этой статье подразумеваются действия, причинившие боль, но не повлекшие никакого вреда здоровью, — синяки, ссадины, царапины. Вот за такие синяки было предложено сначала наказывать административным штрафом, арестом и обязательными работами, а если человека это не остановило и он снова поставил кому-то синяк, то тогда уже уголовно.
Однако перед вторым чтением законопроекта была внесена поправка, которая оставила уголовную ответственность за первые побои в отношении «близких лиц». Поправку поспешно рассмотрели и практически без обсуждения приняли. В итоге в уголовном законодательстве возникли две серьезные проблемы.
Первая. Внутрисемейные синяки стали гораздо более опасным деянием, чем такие же синяки, полученные на улице. За синяки внутри семьи сразу привлекали к уголовной ответственности, а за такие же синяки на улице — сначала к административной. Получалось, что в законе появился принцип: родная мать для собственного ребенка опаснее, чем любой чужой дядя, поэтому и наказывать ее надо жестче.
Мало того, тех, кто совершил побои в отношении своих близких, стали наказывать по одной статье вместе с теми, кто подрался из хулиганских побуждений, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной вражды. И если до лета 2016 года за внутрисемейные синяки можно было получить до трех месяцев ареста, то с лета ответственность подскочила уже до двух лет тюрьмы.
Вторая проблема. В Уголовном кодексе после летних поправок возник серьезный перекос, когда за более легкие преступления стала предусматриваться большая ответственность. Следующее по тяжести содеянного после побоев — умышленное причинение легкого вреда здоровью. В этом случае речь уже идет не о бесследно проходящих синяках. Пострадавшему могут потребоваться госпитализация, больничный. А получить за это можно максимум четыре месяца ареста. Получается, тем самым не пресекается, а провоцируется семейное насилие: если поссорились и поставил синяк, то, как бы дико это ни звучало, выгоднее продолжить до сотрясения головного мозга или до больничного — ответственность будет существенно меньше. Абсурд!
Родительское сообщество крайне негативно отнеслось к законодательным новациям, дискриминирующим семью. В конце 2016 года активистами общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» было собрано более 213 тыс. подписей с требованием восстановить справедливость и прекратить вмешательство в дела семьи.
Ошибки нужно было исправлять. И депутаты это сделали, убрав «антисемейные нормы» из Уголовного кодекса и установив единую ответственность за побои независимо от наличия или отсутствия родства. Одновременно был устранен и перекос в степени ответственности за совершенные деяния.
Однако после того, как группа депутатов и сенаторов внесла в нижнюю палату законопроект, вдруг на разных площадках начали раздаваться голоса, что Госдума, снимая уголовную ответственность за первичные побои, мол, тем самым хочет развязать руки семейным насильникам.
Это не так. Бить по-прежнему никого нельзя ни внутри семьи, ни за ее пределами. Несмотря на некоторое смягчение ответственности, побои остаются серьезно наказуемым деянием. Административная ответственность, предусмотренная за первичное совершение побоев, достаточно жесткая — штраф в размере от 5 тыс. до 30 тыс. рублей, административный арест на срок от 10 до 15 суток, обязательные работы на срок от 60 до 120 часов. Еще вопрос, какая ответственность для некоторых лиц является более «приятной»!
Если речь идет о людях, склонных к насилию, к систематическому рукоприкладству, а семейные побои ровно это и есть, то за повторные синяки наступает уголовная ответственность — штраф в размере до 40 тыс. рублей, обязательные работы на срок до 240 часов, исправительные работы на срок до шести месяцев, арест на срок до трех месяцев.
Тем, кто активно выступает против принятого закона, хочу задать вопрос: считаете ли вы правильным осудить на два года лишения свободы мать-одиночку, которая от бессилия отвесила сыну-подростку тумак за кражу или за побеги из дома? Конечно, в воспитании детей лучше обходиться без шлепков и синяков. Но кому мы сделаем лучше, разрушив такую семью и оставив ребенка без матери, без ее защиты, отправив его в учреждение для детей-сирот?
Кроме того, нельзя забывать, что смягчение ответственности касается только синяков, царапин, ссадин. Во всех остальных случаях, как и прежде, сохраняется уголовная ответственность и при первичных действиях. При легком вреде здоровью — ст. 115 УК РФ («Умышленное причинение легкого вреда здоровью»), при систематическом нанесении побоев, причиняющих физические или психические страдания, — ст. 117 УК РФ («Истязание») с максимальным наказанием в виде лишения свободы до трех лет. А это же преступление, совершенное в отношении беременной женщины либо несовершеннолетнего, находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, — от трех до семи лет. Так о каком «благословении семейных садюг» идет речь?!» — пишет Ольга Баталина.
Напомним, что против принятия указанного законопроекта выступали правозащитники. Генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд также обратился по этому поводу к руководителям обеих палат Федерального собрания РФ.
Следует отметить, что Ольга Баталина является соавтором ряда федеральных законов, направленных на защиту детей, которые были восприняты в обществе неоднозначно. Среди них, закон известный как «Закон Димы Яковлева», запрещающего усыновление российских детей гражданами США и других государств.
27 ноября 2016 года депутат ГД Ольга Баталина получила Наградной Кубок «Защищать и помогать» Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области за выдающиеся заслуги в области защиты прав интересов семьи, материнства и детства, вклад в воспитание юного поколения, формирование творческого потенциала и успешности детей и молодежи, милосердие и благотворительное отношение к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, имеющим ограничения в здоровье.