Из Дневника Комиссара Совета Европы по правам человека Нилса Муйжниекса
Европа столкнулась с тревожным ростом масштабов деятельности расистских экстремистских организаций, в том числе политических партий. По мнению некоторых комментаторов, этот рост достиг такой точки, которую можно назвать “ранней формой крайне правового террора”.
У меня вызывает серьезную озабоченность то, что европейское общество и политические лидеры стран, как представляется, не в полной мере осознают серьезность той угрозы, которую несут эти организации для верховенства права и прав человека.
Философия расистских экстремистских организаций сосредоточена на том, чтобы отрицать наличие у “других” – в основном мигрантов и членов национальных, этнических и религиозных меньшинств – прав человека и основных свобод. Эти организации изобретают “врагов”, с которыми нужно сражаться и которых нужно уничтожать.
Так, например, в Греции с октября 2011 года по декабрь 2012 года жертвы сообщили о примерно 220 расистских нападениях в Сеть регистрации насилия на почве расизма, возглавляемую УВКБ и Национальной комиссией по правам человека. Это означает, что такое нападение происходит примерно каждый день. В своем недавнем докладе, касавшемся Греции, я подчеркнул необходимость противодействовать преступлениям на почве ненависти и бороться с безнаказанностью в отношении этих преступлений.
Влияние в национальных парламентах
И это явление становится тем более серьезным, поскольку оно сопровождается ростом влияния расистских экстремистских политических партий в национальных парламентах и правительствах, причем эти партии стремятся укреплять свои позиции на европейском уровне благодаря созданию альянсов.
Например, в Венгрии партия “Йоббик“, которая сама себя позиционирует как партию “радикальных патриотов”, вошла в парламент в 2010 году как третья по числу депутатов партия. В Швеции опросы показывают рост популярности шведских демократов (ШД) – партии с неонацистскими корнями, и то же самое касается неонацистской партии “Золотой рассвет” в Греции.
Такое политическое присутствие обеспечивает легитимность и доверие к политическому экстремизму, который часто связан с преступлениями на почве расизма и ненависти. Основные цели – это мигранты и мусульмане, а также особо уязвимые социальные группы, такие как цыгане и иные меньшинства. Многие такие случаи регистрируются, например, в Венгрии, Италии и Сербии.
Низкий уровень осознания проблем среди политиков и в правоохранительных органах
Европейские политические партии и национальные парламенты должны более глубоко осознать эту тенденцию. Однако во многих случаях политические лидеры в своих заявлениях и политике напротив придают дополнительный импульс расистскому экстремизму, который выражают ксенофобные и основанные на нетерпимости крайне правые политические организации.
Некоторые серьезные случаи свидетельствуют и о неспособности со стороны полиции и разведывательных служб должным образом заниматься расистским экстремизмом. Например, в Германии члены “Национального социалистического подполья” убили 10 человек в 2000-2007 годах, при этом полиция так и не выявила эти связи. То же самое произошло в Швеции, где в 2009-2010 годах один мужчина расстрелял семь человек, двое из которых скончались. Долгое время полиция описывала этих убийц как “связанных с бандами”.
Что же нужно делать?
Европейские государства должны в полной мере соблюдать и реализовывать стандарты, содержащиеся в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 года, прежде всего ее ключевое положение статьи 4, касающееся наказания расистских организаций.
В этом контексте государства должны пересмотреть свое законодательство для того, чтобы реально наказывать за участие в расистских экстремистских группах.
Существующее национальное законодательство о расистском экстремизме должно быть обновлено и укреплено в соответствии с Рамочным решением 2008/913/JHA Совета Европейского Союза, касающимся борьбы с расизмом и ксенофобией.
Использование призывов к ненависти и участие в расистской деятельности должны влечь за собой серьезные сдерживающие дисциплинарные меры в отношении депутатов со стороны парламентов и политических партий.
Страны должны принимать меры для обеспечения систематической, постоянной антирасистской подготовки всех сотрудников правоохранительных органов, прокуроров и судей, участвующих в расследовании и преследовании расистских преступлений.
Государства должны обеспечить жертвам экстремизма беспрепятственный доступ к национальному правосудию и эффективной защите. Особое внимание следует уделять жертвам среди мигрантов, не имеющих статус резидента в стране.
Государственные органы власти должны проявлять особую бдительность в отношении расистского экстремизма в рядах правоохранительных органов и искоренять безнаказанность, в частности, благодаря внедрению независимых и эффективных механизмов рассмотрения жалоб.
Образование в области прав человека должно быть систематическим и ему необходимо уделять особое внимание в школах.
Необходим правозащитный подход
Насилие на почве расизма, по сравнению с другими формами насилия, имеет более широкие деструктивные последствия для человеческого достоинства и социальной сплоченности. Поэтому и относиться к нему нужно более серьезно, чем к другим формам насилия и экстремизму.
Лица и организации, участвующие в таких актах, представляют собой угрозу для самих основ демократии. Они подрывают права человека, которым привержены демократические страны, и разрушают верховенство права. Государства должны обеспечивать защиту прав человека благодаря искоренению безнаказанности, эффективной защите жертв и систематической, регулярной информационной деятельности, в частности, через образование.
Национальные власти должны быть бдительными и бороться с расизмом и экстремизмом на всех уровнях общества.
May 13, 2013
Рекомендуемые документы