По словам Комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга, трансгендеры сталкиваются с серьезной дискриминацией во многих областях жизни, и не в последнюю очередь в сфере занятости, образования, здравоохранения и досуга. Широко распространены издевательства в школе. Исследования показали, что около половины трансгендеров скрывают свою гендерную идентичность на работе из-за страха потерять свое рабочее место. В Европе с 2008 года сообщалось о 41 убийстве на почве трансфобии.
Новорожденные дети регистрируются как мальчик или девочка, и с этого момента такое разделение становится юридическим и социальным фактом. Характерным для трансгендеров является то, что у них существуют проблемы с тем полом, который они получили при рождении. Это не соответствует глубоко переживаемому ими индивидуальному опыту половой принадлежности, а именно их «гендерной идентичности».
Гендерная идентичность включает личное ощущение тела и другие выражения идентичности, такие как одежда, манера говорить и поведение. Трансгендеры часто представляют собой иной образ, чем этого ожидают от гендерной роли мужчины или женщины, которая закрепляется за ними при рождении. Эти люди могут решить подвергнуться гормональному лечению и хирургическому вмешательству для изменения внешнего вида своего тела с целью изменения своего пола.
В наши дни трансгендеры часто не имеют конкретной защиты от дискриминации, основанной на гендерной идентичности – то есть такой защиты, в отношении которой уже доказано, что она срочно необходима.
Предрассудки по отношению к трансгендерам и ненависть к ним
Доклад, недавно опубликованный моим Бюро, показывает, что отношение к трансгендерам свидетельствует о невежестве, предрассудках и даже ненависти. Сам факт того, что понятия «трансгендерность» и «нарушение гендерной идентичности» зачастую относятся к медицинской классификации психических расстройств, может стигматизировать трансгендеров и ограничить их в принятии решения о выборе лечения.
В самых крайних случаях трансгендеры становятся жертвами преступлений с применением насилия на основе ненависти. Проект мониторинга убийств трансгендеров, проведенный Организацией «Трансгендерная Европа», свидетельствует о том, что с 2008 года в Европе произошло 41 убийство на почве трансфобии. Это произошло в таких странах, как Албания, Германия, Испания, Италия, Польша, Португалия, Россия, Сербия, Соединенное Королевство и Турция.
При этом трансфобия редко находит конкретное выражение в положениях уголовных кодексов государств. Действительно, только в уголовном праве Швеции и Шотландии есть четкое упоминание преступлений, связанных с ненавистью к трансгендерам. Притом что более общие положения, касающиеся призывов к ненависти, которые могут быть применены к подобного рода случаям, содержатся в законодательстве целого ряда стран, этого явно недостаточно.
Дискриминация, основанная на гендерной идентичности
Все права человека должны соблюдаться равным образом в отношении всех людей, независимо от их гендерной идентичности. Однако именно гендерная идентичность не всегда четко определяется в качестве одного из признаков запрещенных форм дискриминации. Международные правозащитные договоры не всегда отдельно упоминают о гендерной идентичности.
При этом международное право толкуется судами и правозащитными органами мониторинга таким образом, что это включает гендерную идентичность как признак дискриминации. В этом году Конвенция Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и бытовым насилием стала самым первым правозащитным договором, в котором конкретно говорится о гендерной идентичности. ЕС также применял директивы о равенстве между мужчинами и женщинами таким образом, чтобы это обеспечивало защиту трансгендерных лиц.
На национальном уровне только 9 государств-членов Совета Европы конкретно включили гендерную идентичность в свое законодательство о запрете дискриминации: Албания, Венгрия, Германия, Сербия, Соединенное Королевство, Хорватия, Черногория, Чешская Республика и Швеция. И даже в этих странах используемая терминология различается таким образом, что это может ограничивать сферу действия защиты. 11 других государств-членов применяют законы о равенстве между мужчинами и женщинами в соответствии с практикой ЕС. В остальных 27 государствах-членах вопрос о включении трансгендерных лиц в сферу действия законодательства о равном обращении остается неясным.
Реформировать законодательство и осуществлять мониторинг прогресса
Слишком часто политики и руководители игнорировали права человека трансгендерных лиц при подготовке законодательства и разработке государственной политики. Существует необходимость закрыть этот пробел и начать серьезные реформы и социальные перемены. Национальное антидискриминационное законодательство должно специально включать гендерную идентичность как признак, по которому запрещена дискриминация. Ненависть трансфобного характера должна быть признана как возможный мотив преступлений на основе предрассудков и возбуждения ненависти.
Следует также пересмотреть национальные и международные медицинские классификации таким образом, чтобы исключить какую-либо стигматизацию или препятствия, с которыми трансгендерные лица могут сталкиваться при оценке необходимого для них лечения или выбора в отношении такого лечения. Осуществляемый ныне процесс пересмотра Международной классификации болезней ВОЗ предоставляет своевременную возможность осуществить такие шаги.
Для оценки прогресса в этой сфере необходим национальный и международный мониторинг. Национальные органы по вопросам равенства и омбудсмены должны иметь четкие полномочия по содействию в осуществлении прав трансгендеров. Изменения возможны лишь в том случае, если европейские правительства действительно продемонстрируют настоящую политическую волю в решении этой проблемы и проявят больше решимости в борьбе с предрассудками и дискриминацией.
Томас Хаммарберг