Несмотря на важность международных норм о правах детей, они не дают определение понятию «счастливое детство». Поэтому каждый человек понимает его по-своему. Не последнюю роль играют в этом также уровень его общей культуры и соблюдение им своих национальных обычаев.
История о том, как работники социальной защиты детей Норвегии забрали детей у проживающей в стране семьи этнических индусов, взбудоражила общественное мнение не только на их исторической родине — Индии, но и в европейских странах. Не менее негативно отнеслись к этому факту также в России, некоторые представители которой, живя в этой скандинавской стране, также сталкивались с суровым нравом норвежской службы защиты детей.
Напомним, причиной этого радикального шага стал тот факт, что родители кормили их руками, а не столовыми приборами. Кроме того, индийские родители спали со своими детьми в одной постели.
Надо отметить, что как «ручное» кормление, так и совместный сон — отличительные черты индийской семейной культуры и воспитания детей, так что с национальной точки зрения эти родители не совершали ничего предосудительного. Но в одной из самых развитых западных стран подобный образ жизни сочли для детей недопустимым.
Решением социальных служб, родители малышей Анруп и Сагарика Бхаттачарья потеряли право на воспитание детей — трехлетнего сына и годовалой дочери, так как социальные службы сочли поведение родителей неприемлемым. Эти меры кажутся неоправданно строгими даже многим европейцам. Нечего уж говорить и про саму Индию — власти этой страны уже связались с норвежскими властями, чтобы попробовать вернуть малышей их папе с мамой.
«Они сказали мне: «Почему вы спите с вашими детьми в одной постели? — рассказывает отец семейства. — Я им ответил, что это исключительно национальная традиция — мы никогда не оставляем детей в другой комнате и всегда желаем им спокойной ночи. С точки зрения индийских традиций абсолютно нормально и кормить ребенка с рук. Когда наши матери начинают брать для этого вилки, существует риск перекормления малыша. А социальные службы сказали, что мы заставляем детей есть. Это различия наших культур».
Кроме того, ряд норвежских СМИ сообщает и о том, что Анруп с Сагарикой проявляли рукоприкладство в отношении малышей. Отныне родителям разрешается встречаться со своими детьми не более двух раз в год. Это ограничение будет снято только тогда, когда дети достигнут 18-летнего возраста.
В своей статье, опубликованной в индийской газете «The Times of India», Омбудсман для детей Норвегии Рейдар Хджерманн (Reidar Hjermann), прокомментировал эту историю.
«Норвегия является небольшой страной в Северной Европе с пятью миллионами жителей. По данным ООН, она является одним из самых безопасных и лучших мест в мире. Что же является причиной для норвежской службы социальной защиты детей (CWS) вмешиваться в некоторые иностранные семьи, а в некоторых случаях помещать детей в приемные семьи? Является ли этот случай неуместным вмешательством всемогущего государства в частную сферу, или это тот случай, когда у заботливой системы защиты есть дело до наиболее уязвимых — детей?»- задается вопросом Омбудсман.
«В этой дискуссии я критиковал норвежское Министерство по делам детей, равноправия и социальной интеграции за то, что оно оказалось слишком пассивно в предоставлении информации индийскому обществу о норвежской системе социальной защиты детей», — пишет Омбудсман детей в Норвегии. Разъясняя далее свою позицию как независимого эксперта, стоящего на защите прав и интересов детей, он обращает внимание на то, что за последнее десятилетие стало больше информации об особенностях развития и психологии ребенка, и политика в этом плане изменилась в пользу ребенка.
«Сегодня все виды телесных наказаний отменены в школе, дома или в любом другом месте. Это потому, что мы знаем, что они являются вредными для детей и влияют на их отношения со своими опекунами в негативном ключе», — пишет Омбудсман. Вместе с тем он считает, что «хотя жизнь большинства детей в Норвегии является надежной и безопасной, тем не менее, в этой богатой стране есть еще дети, которые страдают от насилия, жестокого обращения и пренебрежения в семье». С этой точки зрения, по его словам, служба социальной защиты детей обеспечивает безопасность для детей и семей группы риска. В каждом муниципалитете есть офис по защите детей, и его работа заключается в том, чтобы внимательно следить за соблюдением прав детей всеми членами общества.
Омбудсман напоминает: «Закон гласит, что служба социальной защиты детей должна оказывать поддержку и помогать родителям, которые борются за воспитание своих детей. Эта служба также обязана принимать меры для изъятия детей из их семей, если есть основание полагать, что в них не созданы необходимые условия для жизни и развития детей. Служба может непосредственно вмешаться в острых ситуациях, но для изъятия ребенка и его передачи на попечение социальных служб требуется решение суда».
Обращая внимание на конкретный случай, который имел место в городе Ставангер, когда изъятие двух индусских детей службой социальной защиты детей вызвало большой общественный резонанс в Индии, Омбудсман считает его результатом отсутствия всесторонней информации и серьезных недоразумений.
«Наиболее серьезное недоразумение в том, что многие считают, что достаточным основанием для социальных служб отдать детей в приемную семью является то, что родители кормили детей из рук и спали с ними на одной кровати», — пишет Омбудсман.
По его словам, «закон о детстве четко определяет, что воспитание в приемной семье может рассматриваться только в тех случаях, когда ребенок подвергается серьезной небрежности или насилию».
«Я не могу подробно прокомментировать этот конкретный случай, но я могу определенно сказать, что служба социальной защиты детей, безусловно, имеет значительный потенциал для улучшения жизни детей и является ключевым элементом системы социальной защиты детей в Норвегии», — пишет защитник детей.
Омбудсман напоминает, что по Конвенции ООН о правах ребенка и согласно норвежскому законодательству дети другой национальности, живущие в Норвегии, пользуются такой же защитой, как и норвежские дети. Он считает, что, если бы высокий порог защиты прав детей существовал только для норвежских семьей и не касался иностранных семьей, то это было бы дискриминацией.
«Хотя я и поддерживаю систему защиты детей в Норвегии, тем не менее, я часто рассматриваю некоторые вопросы критически. Это относится не только к работе социальных служб, но и моей», — говорит Омбудсман. По его мнению, Министерство, курирующее социальные службы, должно было быть более активным в этом вопросе. «Его представитель должен был побывать в Индии и ознакомить индийскую общественность с норвежскими стандартами по воспитанию и уходу за ребенком, а также объяснить, почему иностранные дети, проживающие в Норвегии, которые подвергаются насилию или пренебрежительному отношению, не могут подвергаться дискриминации», — говорит Омбудсман.
Он сожалеет, что у норвежских социальных службах защиты детей плохая репутация после того, как ими принимается решение о размещении детей в социальное учреждение или приемные семьи, и приходит к выводу, что «они должны выполнять большую рутинную работу по информированию иностранных родителей о своих решениях на языке, на котором они в полной мере могут понимать информацию, а также обеспечить перевод важных документов, чтобы избежать недоразумений.
«Я также обеспокоен тем, что, кажется, что более низкий порог для вмешательства в дела семьи иностранного происхождения, чем норвежский, может привести в результате к тому, что иностранные дети будут защищены меньше, чем детей с норвежскими родителями», — говорит Омбудсман.
Надо сказать, что несколько месяцев назад Омбудсман побывал в Индии и, по его словам, встречался с детьми из неблагополучной среды и со специалистами, которые работают над улучшением ситуации с соблюдением прав детей в стране. «Различия между нашими странами очень большие. В нашей культуре семья меньше является личным делом. Если дети страдают от пренебрежения в семье, они переходят в ведение всего общества. С этой точки зрения наша цель одна и требования одинаковы для всех: хорошая жизнь для всех детей, независимости от их национальности»,- говорит защитник прав детей Норвегии.
«Норвегия участвует в спорах с другими странами о проблемах защиты детей. Настало время, чтобы Министерство по делам детей и равноправия взяло на себя активную роль в предоставлении информации о том, каковы требования защиты детей, и какие ценности составляют основу общества в нашей маленькой стране, которая является одной из лучших стран для счастливого детства», — пишет Омбудсман по делам детей в Норвегии.
На самом деле, эта история очень поучительна для семьей, живущих в бедных странах, которые всякими правдами и неправдами пытаются попасть в благополучную Европу, чтобы обеспечить своим детям «счастливое детство». Но не все понимают, что за счет социального пособия, которое платит принимающая страна, достичь благополучия невозможно.