журнал о правах человека и деятельности национальных учреждений по их защите
Деятельность омбудсманов
Справочная информация
Исследования
Правозащитный дайджест


Ссылки на сайты Уполномоченных
Томас Хаммарберг напоминает о соблюдении права граждан стран Совета Европы на альтернативную гражданскую службу

Германия разрешает своих граждан проходить альтернативную гражданскую службу даже за ее пределами. В социальных учреждениях Нижнего Новгорода (Россия), например, уже прошли альтернативную службу 50 немцев. На фото один из немцев во время службы. Фото http://www.pavelgorshkov.ru

«Право на отказ от военной службы должно быть гарантировано на всей территории Европы» — так называется заявление пока еще комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга.

— Люди не должны быть лишены свободы, когда их религиозные или иные убеждения мешают им проходить военную службу. Вместо этого им должна быть предложена по-настоящему альтернативная гражданская служба. Это уже установлено европейскими стандартами и пользуется уважением в большинстве стран, но есть некоторые несчастные исключения, — пишет Комиссар по правам человека.

— Право на сознательный отказ одобрен Советом Европы с 1967 года, когда первая резолюция по этому вопросу была принята Парламентской Ассамблеей. Признание этого права впоследствии стало требованием для государств, стремящихся к вступлению в организацию.

Недавно Европейский суд по правам человека признал в деле Баятян против Армении, что право на сознательный отказ было гарантировано статьей 9 Европейской конвенции, защищающей свободу мысли, совести и религии. Это было еще одним важным шагом для многих отказников, которых все еще преследовали в Европе из-за их отказа от прохождения военной службы.

Право на отказ от военной службы по соображениям совести в настоящее время признается в подавляющем большинстве из 47 государств — членов СЕ. Тем не менее, проблемы остаются в некоторых странах, где военная служба по-прежнему является безусловной обязанностью (по крайней мере, для мужчин) или если альтернативная служба находится под контролем военных или имеет дискриминационный или карательный характер, например, путем требования гораздо большего времени службы.

Гонения, тюремное заключение и жестокое обращение 

Среди 15 стран Совета Европы, которые сохраняют систему призыва на военную службу, в последние годы не менее чем в семи имело место заключение под стражу отказников.

В Армении, например, по-прежнему имеет место привлечение к ответственности: осуждение и заключение в тюрьму за отказ от несения военной службы по соображениям совести.

В прошлом году, посетив в тюрьму в Армении, я обсуждал эту ситуацию с двумя осужденными, молодыми людьми, которые принадлежали к сообществу Свидетелей Иеговы. Они объяснили, что были осуждены, потому что они не могут согласиться с существующей формы альтернативной службы, так как это было в ведении военных. Этот вопрос также был поднят на Венецианской комиссии на ее последнем заседании, где было предложено внести поправки к законам об альтернативной службе.

Азербайджан при вступлении в Совет Европы в 2001 году взял на себя обязательство принять закон об альтернативной службе. Хотя Конституция гарантирует право на отказ, соответствующая законодательная база до сих пор не принята. Поэтому в стране отсутствует альтернативная военная служба. По соображениям совести продолжают заключаться в тюрьму лица, которые обращаются с просьбой о прохождении альтернативной гражданской службы за пределами военного ведомства. Недавно в таком положении оказался, например, Бахтияр Гаджиев, молодежный активист и кандидат на парламентских выборах 2010 года, который был приговорен в прошлом году к двум годам тюремного заключения за уклонение от воинской службы, несмотря на свой запрос на альтернативную службу.

Турция является единственной страной Совета Европы, которая не признает права на отказ по призыву, и отказники преследуются и заключаются в тюрьму за отказ нести военную службу. Были случаи повторного лишения свободы, пока не был завершен срок военной службы. Имеют место также сообщения о жестоком обращении с отказниками от военной службы в местах заключения.

По случаю в городе Ульке Страсбургский суд установил, что повторное заключение в тюрьму за отказ от прохождения обязательной военной службы по причине своих пацифистских убеждений, а также обращение, унижающее человеческое достоинство, является нарушением статьи 3 Европейской Конвенции.

Ограничение права на свободу выражения мнения

Проблема в Турции усугубляется ограничениями на свободу выражения мнения по поводу альтернативной службы. Турецкий Уголовный кодекс (статья 318, ранее статья 155) были использованы для уголовного преследования ненасильственного выражения поддержки свободы совести. Это породило ряд решений Страсбургского суда, устанавливающих нарушения статьи 10 Европейской конвенции о свободе слова.

Суд постановил, что газетная статья с таким сообщением не может рассматриваться как подстрекательство к немедленному дезертирству. Тем не менее, турецкий Уголовный кодекс трактует распространение через прессу такой информации как отягчающее обстоятельство. Халил Савда — один из тех, кто был осужден несколько раз в соответствии со статьей 318 УК за публичные выступления в пользу соблюдения права на отказ от военной службы по соображениям совести.

Согласованные стандарты должны быть реализованы 

В рекомендации по вопросам прав человека в вооруженных силах Комитет министров Совета Европы подчеркнул в 2010 году, что призывники должны иметь право на получение статуса отказника и им должны быть предложены альтернативные службы гражданского характера.

Из этого сообщения, а также из решений Страсбургского суда, как источника прецедентного права, ясно следует, что государства — члены, которые еще не ввели и не практикуют альтернативную гражданскую службу, должны предоставить своим гражданам по-настоящему альтернативную гражданскую службу, которая не находится под контролем военных и не является карательной по своей природе и продолжительности.

Соображение совести является правом человека. Таким образом, пора, чтобы все государства — члены Совета Европы выполняли свои обязательства, и реализовали это право эффективно, — отмечает Томас Хаммарберг.




Последние новости
В Псковской области региональный омбудсмен Дмитрий Шахов подписал соглашение о сотрудничестве и взаимодействии со статистами.
Личный прием граждан является одним из востребованных форматов непосредственного общения граждан с Уполномоченным по правам человека в Калининградской области Владимиром Никитиным
В эти дни Уполномоченный по правам ребенка в Пензенской области Елена Столярова находится в отпуске, но через социальные сети делится новостями и мнением со своими читателями
Уполномоченный по правам человека в Пензенской области Владимир Фомин и директор государственного автономного учреждения Пензенской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» подписали Соглашение о взаимодействии.
... И только протечка воды на потолке портит жизнь жительницы Калининграда.
Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова провела прием жителей в городе Реутово в рамках тематической недели приемов по вопросам материнства и детства
На официальном сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тамбовской области весит информация о споре между двумя хозяйствующими субъектами. Обычная история для бизнес-омбудсмена
В мае 2024 года в России вступят в силу новые законы, предполагающие расширение списка категорий юридических лиц
Россиян, которые нуждаются в крыше над головой, могут переселить в другие города и районы
В Доме прав человека состоялось совместное заседание секций по вопросам защиты прав человека в административном процессе и в местах принудительного содержания и по вопросам защиты прав человека в уголовном процессе Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.