Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не усмотрел в действиях России по отношению к родственникам жертв катынской трагедии нарушения Европейской конвенции по правам человека. Решение, принятое вчера в Страсбурге Большой палатой, является окончательным. Точка поставлена также в деле о «неэффективности» проведенного властями Российской Федерации расследования.
Генпрокуратура РФ передала Польше очередные папки «Катынского дела» Генпрокуратура РФ передала Польше очередные папки «Катынского дела»
Напомним, что весной 1940 года в сотрудниками НКВД СССР было расстреляно 21 857 польских пленных, в основном офицеров. Опубликованные в 1992 году документы свидетельствуют, что расстрелы проводились по решению «тройки» НКВД в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года. В ходе расследования этого преступления действия ряда высокопоставленных должностных лиц были квалифицированы как «превышение власти, имевшее тяжелые последствия при наличии особо отягчающих обстоятельств». 21 сентября 2004 года Главная военная прокуратура РФ приняла решение о прекращении уголовного дела в связи со смертью виновных. В ходе этого следствия польская сторона выдвинула версию о геноциде, однако прокуратура ее не подтвердила, и уголовное дело по признакам геноцида было прекращено. В 2008 году Хамовнический суд Москвы отклонил жалобу 15 родственников 12 офицеров на отказ военной прокуратуры в политической реабилитации жертв катынского преступления. После этого они обратились в ЕСПЧ.
Нынешний приговор означает, что Европейский суд по правам человека не может оценивать решение Главной Военной прокуратуры РФ, которая в 1990-2004 гг. вела расследование катынского преступления, поскольку Россия присоединилась к Конвенции по правам человека в 1998 году, то есть через восемь лет после начала следствия, а конвенция обратной силы не имеет. К тому же суд согласился с аргументами российской стороны, что трибунал не имеет полномочий оценивать следствие, которое касается 1940 года, то есть времени, когда не существовало не только страсбургского суда, но и конвенции по правам человека (1953 года).