Прокуратуре Камчатского края поручено следить за тем, чтобы решение Европейского суда по правам человека «Кунашко против России» было выполнено.
Это постановление Европейского суда было принято по жалобе россиянки и говорило о нарушении статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. По мнению суда, эти нарушения выразились в непринятии службой судебных приставов «надлежащих и достаточных мер по обеспечению исполнения судебного приказа мирового судьи судебного участка № 1 города Надыма от 13.06.2001 года».
Европейский суд рассмотрев это дело, установил, что службой судебных приставов неоднократно возбуждались исполнительные производства по этому делу. Но они так же благополучно и оканчивались в связи с «отсутствием у должника имущества и денежных средств, на которые может быть наложено взыскание». Вместе с тем судебные приставы-исполнители при наличии дебиторской задолженности и оборотных активов, по мнению высокого суда, «не приняли всего комплекса мер по исполнению судебного постановления». Кстати, в решении суда по правам человека сказано, что это же было установлено и российскими судами.
А закончилась вся надежда выбить из фирмы деньги, как и следовало ожидать, – ничем. Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа была завершена процедура конкурсного производства в отношении ЗАО-должника и было принято решение – исключить его из государственного реестра юридических лиц. С этого момента все долги общества были сочтены погашенными. В том числе и долги гражданки, которая годами до этого просила вернуть деньги с решением суда на руках.
Суд по правам человека отметил, что в тех случаях, когда судебное решение вынесено против «частного» ответчика, неоспоримым обязательством государства является обеспечение всего объема юридических средств, позволяющих отдельным гражданам получать от их уклоняющихся должников деньги, назначенные судебными инстанциями.
Упущения, вменяемые в этом деле в вину судебным приставам-исполнителям, считаются серьезными, их действия по принудительному исполнению судебного приказа на взгляд Европейского суда не были адекватными и достаточными.
В итоге суд обязал наше государство выплатить заявительнице 6400 евро в качестве возмещения материального ущерба и 2000 евро в качестве компенсации морального вреда.
Теперь Генпрокуратура направила это решение Европейского суда своим подразделениям на местах – региональным прокуратурам.
В сопроводительном документе сказано – «для использования в практической деятельности, принятия мер по устранению и недопущению в дальнейшем выявленных нарушений законодательства, неукоснительного исполнения требований суда».
«Российская газета» – Федеральный выпуск №5255 (176) от 10 августа 2010 г.