Иностранцам станет легче усыновить украинских детей. Как пишет газета «Известия», Президент Украины Виктор Янукович внес на рассмотрение Верховной рады законопроект, предлагающий присоединится к международной Конвенции о защите детей и сотрудничестве по вопросам усыновления. «Присоединение Украины к Конвенции гармонизирует процедуру усыновления детей иностранцами, создаст четкую и прозрачную систему гарантий, направленных на противодействие похищению, продаже и торговле детьми. Помимо этого документ усилит международно-правовой механизм получения достоверных сведений об условиях проживания и воспитания детей, усыновленных иностранцами», — говорится в пояснительной записке к законопроекту, который зарегистрировал президент.
— Связи с недавними событиями в России нет, так как разработка пакета документов началась больше года назад, — сказал «Известиям» уполномоченный президента по правам ребенка Юрий Павленко. — Этот закон нам необходим в первую очередь как приведение украинских законов к европейским нормам.
Конвенцию о защите детей и сотрудничестве по вопросам международного усыновления приняли еще двадцать лет назад в Гааге. За это время ее участниками стали 89 государств. Начиная с 2006 года документ неоднократно регистрировали в парламенте. Но одобрения депутатов он пока так и не получил.
Ныне действующие украинские законы предполагают весьма трудоемкий процесс усыновления. Для начала нужно обратиться в службу по делам детей по месту своего проживания с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем. Затем собрать пакет из семи разных видов документов, подав его в службу по делам несовершеннолетних. Ее сотрудники, в свою очередь, должны обследовать квартиру заявителя и составить акт. Только после этого они дают направление в интернат или детский дом.
Неудивительно, что по статистике число иностранных усыновлений на Украине снижается.
— В прошлом году наши соотечественники усыновили 1298 детей, в то время как граждане других государств — только 503 ребенка, — говорит Юрий Павленко. — Это, конечно, позитивная тенденция. Но, как показывает практика, зачастую семьи хотят усыновить малыша не старше пяти лет. А таких только 50% от общего количества. Остальные — малыши с очень тяжелыми заболеваниями. Их, как правило, берут неохотно.
В случае же ратификации конвенции Верховной радой всей бумажной волокитой будут заниматься посреднические организации, которые, однако, должны «действовать без цели получения прибыли». Эксперты говорят, что такая процедура уже давно работает за границей.
— Эти структуры контролирует государство, — объяснил «Известиям» президент международного правозащитного центра «Ла Страда — Украина» Екатерина Левченко. — К тому же органы опеки, по нормам Конвенции, будут требовать от таких посредников представлять отчеты о судьбе ребенка за границей, так как в украинских консульствах нет для этого ни финансовых, ни человеческих ресурсов. Если возникнут проблемы, руководители таких организаций будут отвечать перед законом.
Однако не все эксперты уверены, что на практике процедура окажется столь же безопасной, как выглядит на бумаге.
— Те пункты Конвенции, которые отвечали интересам Украины, Верховная рада имплементировала уже давно, — говорит экс-омбудсмен Нина Карпачева. — Если парламент ратифицирует Конвенцию, то, во-первых, государство не сможет ее финансировать, а вторых — легче станет работать посредникам по завуалированной торговле детьми.
Не рады возможным изменениям в украинском законодательстве и за границей. Из общего числа 2 тыс. детей, усыновленных иностранцами за последние 10 лет, около 700 обрели семьи в Израиле.
— В Израиле сегодня около 20 лицензированных посреднических агентств, которые помогают в усыновлении детей из украинских детдомов, — говорит директор агентства «Будущее ребенка» Ида Харари. — Благодаря качественному сотрудничеству с украинскими социальными и государственными службами весь процесс усыновления проходит достаточно гладко. Однако если все функции передадут посредникам, это создаст потенциальным родителям дополнительные преграды.
По словам чиновников, подобные посреднические структуры, несмотря на уголовное преследование, существуют и сейчас.