Конституционный суд Грузии частично удовлетворил жалобу Народного защитника Грузии и признал неконституционным обязательное лицензирование для осуществления кабельного вещания, оставив при этом в силе это требование в случае вещания через спутник.
Народный защитник Грузии Георгий Тугуши оспорил правовую норму, которая ограничивала, по его мнению, право на получение и распространение информации. Указанное право лучше всего реализуется при помощи вещания. По его словам, допустимы определенные регуляции, но выдача разрешений для начала вещания (лицензирование) не служит достижению легитимных целей и несправедливо ограничивает право человека на выражение мнения и распространение информации.
«Во время принятия решения по конституционной тяжбе суд отметил, что полномочия государства регулировать деятельность в различных формах, в том числе и в форме лицензирования, могут быть связаны с исполнением его непосредственных функций. Хотя во время осуществления этих полномочий ограничиваются конституционные права и свободы. Вмешательство в права и свободу считаются оправданными только тогда, когда вмешательство неизбежно для достижения легитимных целей, определенных Конституцией, и является менее ограничивающим и пропорциональным достижению цели средством», — говорится в решении Конституционного суда.
Суд согласился с аргументом Народного защитника, что государство может достичь вышеуказанных легитимных целей при помощи менее ограничивающих средств. К примеру, может быть введено обязательство представлять определенную информацию в Комиссию по коммуникациям после начала вещания. Это регулирование, по мнению омбудсмана, не менее эффективно, при этом предусмотрено меньше ограничений.
Что касается спутникового вещания, суд посчитал, что это представляет собой предмет международного права и может быть связано с международными обязательствами государства. «Суд считает, что выбранный государством механизм регулирования явно не является неразумным (исходя из международных норм) и в то же время представляет собой формальную, по существу — нейтральную регуляцию, и поэтому не является излишне ограничивающим», — говорится в его решении.