Встреча Омбудсмана Таджикистана Зарифа Ализода со своими земляками, которые трудятся в Свердловской области, произошла благодаря Уполномоченному по правам человека в этом регионе Татьяне Мерзляковой.
В ходе своего визита Омбудсман Зариф Ализода, а также прилетевший вместе с ним советник по правам человека МИД Швейцарии Патриция Дворачек встретились с руководством Свердловской области, изучили многолетний опыт работы свердловского омбудсмена, а также — насущные проблемы таджикской диаспоры.
Позже в пресс-центре ИТАР-ТАСС-Урал состоялась пресс-конференция на тему: «Мигранты из Таджикистана – выгода или фактор риска для Свердловской области?», на котором гости, а также Татьяна Мерздлякова ответили на вопросы журналистов.
Омбудсман Зариф Ализода (второй справа) в исправительной колонии
Патриция Дворачек: Я представитель Швейцарского МИДа, и в нашей стране также существуют проблемы с беженцами и мигрантами. Сегодня на заседании круглого стола, в котором приняли участие представители правозащитных некоммерческих организаций, таджикских диаспор, государственных учреждений, работающих с трудовыми мигрантами, я получила очень много важной для меня информации. Когда мы вернемся в Душанбе, я обязательно займусь решением проблем трудовых мигрантов из Таджикистана.
Татьяна Мерзлякова: Хочу отметить, что 226 граждан Таджикистана стоит в очередь на получение гражданства на территории Свердловской области.
Отвечая на вопрос об самых актуальных проблемах таджикских мигрантов в Екатеринбурге, Патриция Дворачек сказал:
-Уже два года я живу в Таджикистане и активно участвую в диалоге между Швейцарией и Таджикистаном. Особых нарушений я не увидела, но считаю, что трудовые мигранты мало информированы о том, как оформлять здесь регистрацию, трудовой договор и прочее. Это нужно исправлять.
Татьяна Мерзлякова: Я тоже была в Таджикистане, по приглашению Зарифа Ализода. Встречалась с сотрудниками службы нарокотрафиков, даже символично сожгла партию героина. На мой взгляд, пока нет взаимодействия Таджикистана с Россией в этой области. Надеюсь, что нам удастся объединить службы, которые борются с наркотиками. Все остальное решаемо.
Зариф Ализода: Наркотики — это действительно серьезная проблема, мы стараемся ее решить. В больших количествам партии наркотиков изымаются, но я согласен, нужно еще больше работать над этой серьезной проблемой.
На вопрос «Сколько примерно мигрантов живет на территории Свердловской области? Во время встреч с гражданами Таджикистана были ли жалобы на какие-либо притеснения со стороны русских?», интервьюируемые ответили:
Встреча с Омбудсманом
Зариф Ализода: На круглом столе представители миграционной службы сообщили мне, что около 40 тысяч граждан Таджикистана живут в Уральском федеральном округе. Жалоб о конфликтах мне не поступало, разве что на бытовом уровне, не более того.
Татьяна Мерзлякова: В нашей области люди уже привыкли к разным народам и хорошо к этому относятся.
— Как вы относитесь к процессу миграции? Много ли молодых людей уезжает из Таджикистана в Россию?
Зариф Ализода: Знаю, что молодежь уезжает сразу после школы, без образования, без знания языка. Это, на мой взгляд, не правильно. Сегодня, в нашей республике существует много языковых школ, для женщин ведут уроки кулинарии, рукоделия и т.д. Образование – это, конечно, самое важное, что должно быть абсолютно у каждого человека.
На вопрос: «Что будет итогом вашего приезда на Урал?»
Зариф Ализода: Во всех структурах есть недостатки, выделим самые слабые стороны и будем работать над данными проблемами.
Омбудсман ответил, что эта рабочая встреча с Уполномоченным по правам человека в Свердловской области – первая, из встреч с региональными омбудсманами России.
— После Екатеринбурга я отправляюсь в Москву, там тоже будет встреча с Уполномоченным по правам человека в России и Московской области, — ответил он.
— Не было ли жалоб на нашу полицию?- спросили журналисты.
Зариф Ализода: Завтра я поеду в исправительную колонию, пообщаюсь с заключенными гражданами нашей республики. Пока этой проблемы замечено не было.
Татьяна Мерзлякова: Основные обращения к Уполномоченному по правам человека – о неоплате труда. Мы вычленили ряд проблем, над которыми нужно работать.
— А что касается образования женщин?
Патриция Дворачек: Сейчас мы работаем над законом «О защите прав женщин» на любой территории и в этом году он будет принят.
— Можете ли вы нарисовать среднестатистический портрет гражданина Таджикистана в Свердловской области?
Зариф Ализода: Мужчина/женщина 30-35 лет, без образования, с 3-4 детьми.
Сейчас все чаще мигранты – это молодые мужчины. У нас на родине некоторые женщины не могут выйти замуж… Таджикистан – трудоизбыточный регион, поэтому его граждане уезжают из своей страны для того, чтобы зарабатывать.