Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Нина Карпачева приняла участие в расширенном заседании коллегии Генеральной Прокуратуры Украины, на котором было обсуждено состояние прокурорского надзора по соблюдению законодательства в ходе учета, регистрации, принятия решений по заявлениям и сообщениям о пытках и ином жестоком обращении с людьми работников милиции, досудебного следствия и поддержки государственного обвинения в уголовных делах указанной категории.
Отмечая определенные позитивные шаги Генеральной прокуратуры Украины, направленные на преодоление случаев насилия в органах внутренних дел, Нина Карпачева в своем выступлении подчеркнула, что такое позорное явление как пытки уже давно приобрело системный характер в Украине и нуждается в кардинальных мерах по его преодолению.
Как свидетельствует мониторинг Уполномоченного по правам человека, в прошлом году по поводу избиения работниками милиции за медицинской помощью в больницы обратилось 2995 человек, что на 6,4 процента больше, чем в 2009 году. Также почти на 30 процентов увеличилось количество граждан, доставленных с телесными повреждениями в больницы непосредственно из учреждений милиции.
Нина Карпачева привлекла внимание собравшихся к такому виду жестокого обращения, как отказ следователей и судей в предоставлении разрешений заключенным на безотлагательное лечение в специализированных медицинских учреждениях. Так, заключенный Александр Ильченко почти полгода ожидал разрешения следственного Черкасского областного управления милиции на его доставку в Киевский институт отоларингологии для проведения безотлагательной хирургической операции. Онкобольная 40-летняя Анна Афанасьева только после представлений Омбудсмана Генеральному прокурору Украины и прокурору города Киева недавно была обследована та прооперирована врачами Киевского онкологического центра. Заключенный журналист Владимир Бондаль 20 месяцев безрезультатно пытался получить от следователя разрешение на доставку его в онкологическую больницу. Только после обращения Уполномоченного по правам человека к Генеральному прокурору Украины ему была удалена злокачественная опухоль. У тяжело больного 39-летнего Мамуки Самушии еще в сентябре 2010 года врачи Киевского следстенного изолятора выявили кисту поджелудочной железы с подозрением на онкологическое заболевание, однако до сих пор он не получил разрешения судьи Шевченковского районного суда города Киева на лечение.
Омбудсман Украины, обращаясь к присутствующим на заседании коллегии, напомнила, что еще в 2001 году она внесла каждому прокурору области представление о недопущении массового применения такой меры пресечения, как арест. С сожалением констатируя отсутствие кардинальных изменений на этом пути, Уполномоченный по правам человека отметила настойчивость прокуратуры города Киева по осуществлению начатой проверки обоснованности содержания под стражей каждого заключенного в Лукьянивском следственном изоляторе и предложила прокурорам областей сделать то же самое в своих регионах.
Нина Карпачева призвала собравшихся объединить усилия для преодоления насилия в органах внутренних дел. По мнению Омбудсмана, если в ближайшее время не будут осуществлены кардинальные шаги по искоренению этого позорного явления, Украина может подвергнуться третьему пилотному решению Европейского суда по правам человека относительно плохого обращения работников милиции с человеком и неэффективного расследования жалоб по этому поводу.
Для преодоления насилия в милиции Омбудсман настаивает на введении официальной отчетности в органах внутренних дел, прокуратуры и судах по преступлениям, содержащим элементы пыток, создании в Генеральной прокуратуре Украины и прокуратурах областей независимого органа (подразделения) по расследованию заявлений и сообщений о насилии и пытках. Украина нуждается в независимом национальном превентивном механизме предотвращения пыток в соответствии с требованиями Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток, подчеркнула Уполномоченный по правам человека, и на этом пути необходимо объединение совместных усилий органов прокуратуры, Омбудсмана и правозащитных организаций.