Защитник прав человека Республики Армения Арман Татоян обратился в Конституционный суд страны по поводу, как он считает, отсутствия Судебном кодексе республики гибкого механизма для надлежащего обеспечения конституционного требования о рассмотрении дел в судах в течение разумного срока.
По словам омбудсмена, «речь идет о статье 9 Кодекса в котором установлены лишь обстоятельства при определении разумного срока продолжительности судебного расследования. Он считает, что «в указанной статье не закреплены правовые возможности восстановления нарушенного права на справедливое судебное разбирательство в течение разумного срока. Получается, что в соответствии с действующим законодательством, рассмотрение дела в суде может тянуться годами и остаться без последствий для суда».
Омбудсмен отмечает, что «В частности, согласно ежегодному отчету Высшего судебного совета РА за 2019 год, только в одном Ереване на рассмотрение суда находится 155 уголовных и 1628 гражданских дел, которые были отложены на два и более лет (есть дела, которые не были завершены в течение более 10 лет). Только у 7 судьей имеют в общей сложности 1123 таких дел».
Он ссылается на международный опыт, «изучение которого показывает, по его мнению, что «обжалование судебного акта или рассмотрение дела о разумном сроке в другом суде и требование возмещения нематериального вреда или возбуждение дисциплинарного производства в отношении судьи не являются эффективными для заполнения существующих в законодательстве пробелов».
«В международной правовой системе имеют большое распространение средства для пресечения нарушений разумного срока судебного разбирательства, которых нет в нашей внутренней правовой системе», — говорится в обращении.
В конце своего обращения, омбудсмен приходит к выводу, что «существующий законодательный пробел не обеспечивает в полном объеме реализацию конституционного права на рассмотрение дела в разумные сроки. Это, в свою очередь, приводит к напрасному ограничению эффективных средств правовой защиты, установленных статьей 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод».