Уполномоченный по правам человека в Таджикистане Зариф Ализода представил президенту Республики Таджикистан Эмомали Рахмону и другим высшим должностным лицам республики свой первый отчет за 2010 год, а также за 4 месяца 2009 года о соблюдении прав человека в стране.
Как следует из отчета, пересказанного пресс-службой омбудсмана, «За этот период к Уполномоченному по правам человека письменными и устными обращениями, жалобами с просьбой о восстановлении нарушенных прав и свобод человека обратилось свыше 1,5 тыс. граждан. В основном, люди жалуются на решения судебных органов, связанных с правами на недвижимость, спорами по поводу получения и распределения земельных участков, незаконным привлечением к уголовной ответственности».
Отчет состоит из 4 глав, в одной из которых дается информация о правах самых уязвимых слоев населения — мигрантов, женщин, детей, инвалидов, заключенных. В конце каждой главы Омбудсмен дает свои предложения и рекомендации для улучшения ситуации».
Отчет будет опубликован на страницах государственных изданий, а также возможен вариант его публикации на вэб-сайтах заинтересованных частных СМИ.
Напомним, Зариф Ализода был назначен на должность Омбудсмена указом президента в мае 2009 года. Впервые вопрос о создании Института уполномоченного по правам человека в Таджикистане был затронут в 2000 году, однако соответствующий закон был принят только в конце февраля 2008 года. Согласно этому документу, Омбудсмен назначается президентом на пятилетний срок с последующим утверждением на сессии депутатов нижней палаты парламента, где он должен принять присягу. Омбудсмен наделен широкими полномочиями — в частности, все государственные служащие независимо от ранга обязаны принимать его по первому требованию.
Эксперты считают, что омбудсман является формальной фигурой на территории авторитарной республики, каковым является Таджикистан. Некоторые эксперты на страницах ряда СМИ не раз указывали, что Зариф Ализода как Омбудсман отличается некоторой пассивностью. «Если бы сейчас не было различных мероприятий, связанных с проведением международного дня защиты прав человека и различными конференциями, мы вообще бы ничего не услышали о нашем Омбудсмане», — говорит председатель Таджикского юридического консорциума Рахматилло Зойиров. Он объясняет своё мнение несколькими моментами. «Во-первых, с организационно-правовой точки зрения это практически недееспособность, потому что создание Омбудсмана при органе исполнительной власти делает его полностью зависимым от неё. А это означает, что он не может осуществлять свои функции, поскольку его основная деятельность – это решение конфликтов граждан в системе государственного управления, именно в системе исполнительной власти. С другой стороны, поскольку в самом законе не прописаны механизмы реализации его полномочий, принимаемые им акты носят только рекомендательный, а не общеобязательный характер. В-третьих, это собственно безынициативность самого Омбудсмана. То есть во многих отношениях он стал не просто зависимым в своих полномочиях, но и абсолютно зависимым с точки зрения нравственной позиции и с моральной стороны. Его личная безынициативность и безынициативность его аппарата делает его «невидимым», — полагает Зойиров.
Источник: «Asia-Plus».
Один из посетителей сайта «Asia-Plus», оставил следующую запись под этим сообщением: «И что-же дальше? Толку от этих отчетов с сухими констатациями фактов, которые я уверен не в полной мере приведены в отчете? Народ ждет конкретных действий со стороны омбудсмена, а не отчетов просто на бумаге. Любой может состряпать отчет и указать о якобы восстановленных правах граждан, но на деле мы все чаще и чаще становимся свидетелями нарушения прав граждан. Тот же житель Файзабада, чей дом снесли и который в знак протеста провел со своей семьей ночь у здания омбудсмена. Так этого жителя впоследствии посадили за хулигантство. Что сделал по этому поводу Зариф Ализода? Что сделал он по отношению к сотням и тысячам других, чьи права были нарушены в ходе принудительных продаж акций Рогунской ГЭС. Пока наш омбудсмен не станет в прямом смысле независимым, как например в Кыргызстане, вряд-ли что-то у нас изменится с правами человека. А пока приходится читать только отчеты с голыми фактами, к сожалению….