Депутаты четырех парламентских фракций — ДПМ, ЛДПМ, ЛП и ПСРМ — избрали в начале апреля народного адвоката, который будет следить в Молдове за соблюдением прав и свобод человека со стороны органов публичной власти и должностных лиц всех уровней. Этим адвокатом стал не кто иной, как депутат первого парламента от Народного фронта Михай Которобай, гражданин Румынии. Фракция ПКРМ категорически отказалась принимать участие в голосовании.
Кандидатуру Которобая поддержали 71 депутат от фракций правящей ЛДПМ и ДПМ, а также депутаты ЛП Михая Гимпу. Однако большим «откровением» даже для депутатов от коалиции стало проявленное единодушие со стороны ПэСэРэМистов Додона, также проголосовавших за Которобая. Коммунисты его кандидатуру не поддержали, так как Которобай в первые годы независимости славился своими откровенно унионистскими взглядами. В 1996 году он даже успел побывать судьей Конституционного суда, но в 2002 году подал в отставку по собственному желанию.
Еще во времена Советского Союза Которобай закончил юридический факультет Ленинградского госуниверситета и даже прошел профессиональную подготовку при Московском госуниверситете имени М. В. Ломоносова — кузне кадров высшей квалификации, в том числе для партийной номенклатуры. Такой послужной список не помешал Которобаю стать гражданином Румынии и в качестве преподавателя юрфака в Государственном университете продвигать идеи унионизма. Более того, будущий народный адвокат был награжден медалью «За гражданские заслуги», орденом Почета, а в конце 2012 года новоиспеченный президент Николае Тимофти наградил его орденом Республики за подписание Декларации независимости.
Чем же будет заниматься новоиспеченный народный адвокат? Закон о народном адвокате гласит, что он обязан отстаивать права и свободу человека путем предупреждения, мониторинга и предоставления докладов о порядке их соблюдения.
Омбудсмен не зависит от какого-либо органа власти и не подчиняется чьим-либо указам и распоряжениям. Его неприкосновенность сравнима разве что с неприкосновенностью президента — невозможность подвергаться уголовному преследованию и предаваться суду, невозможность быть задержанным, подвергнутым обыску или аресту без согласия парламента. Также неприкосновенность народного адвоката и его заместителей распространяется на их жилище и служебное помещение, используемые ими транспортные средства и средства связи, корреспонденцию, документы и личное имущество. Во время исполнения полномочий народный адвокат находится под защитой государства, а соответствующие органы обязаны обеспечивать его безопасность. В общем, работка — не бей лежачего, со всеми вытекающими и прилагающимися льготами, привилегиями.
Насколько Которобай будет следовать букве закона, остается лишь гадать, — пишут местные СМИ. «Одно ясно, что голосовавшие за него депутаты будут у чиновника в фаворе, а их бизнес может спать спокойно. А рядовые граждане Молдовы, права которых Которобай обязан защищать, — лишь «неприятные издержки» занимаемой теплой должности».