17 ноября состоялась IV Международная конференция «Защита прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов» в роботе которой приняли участие омбудсмены из многих стран, а также представители международных организаций.
Организатором видеоконференции выступила Федеральный омбудсменсмен России Татьяна Москалькова.
Участники видеоконференции обсудили значение 70-летия Европейской конвенции по правам человека и уроки пандемии COVID-19.
В адрес участников видеоконференции приветственные обращения направили президент России Владимир Путин и другие высшие должностные лица страны, а также представители международных организаций, в частности Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет.⁹
Отмечая 70-летие Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые нередко называют европейской Конституцией, — мы хотим выразить консолидированную приверженность международным нормам и принципам, осмыслить пройденный путь и наметить вектор развития на правочеловеческом треке, оценить роль и место институтов омбудсменов в системе государственных органов и правозащитных механизмов.
Значение Конвенции заключается в том, что она создала механизм коллективной защиты прав человека, предоставив гражданам государств-членов Совета Европы возможности добиваться восстановления нарушенных прав не только в учреждениях отдельных государств, но и в независимых наднациональных органах, в первую очередь — в Европейском Суде по правам человека. Ему, как и др. наднациональным органам, предоставлены большими полномочиями. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы наднациональные органы действовали объективно и беспристрастно при вынесении ими решений и заключений, в публичных оценках и заявлениях.
Среди наднациональных органов особое место занимает Парламентская ассамблея Совета Европы, которая стала первым в истории европейским парламентским форумом, обеспечивающим развитие стандартов прав человека на континенте.
Мы рады, что в прошлом году был преодолен институциональный кризис в ПАСЕ и Россия вновь активно и на равных с другими государствами участвует в ее мероприятиях.
Вместе с тем остается актуальным вопрос о необходимости достижения полного паритета между национальными делегациями в целях выработки единых подходов к вопросам защиты прав и свобод человека в Европе.
После вхождение России в Совет Европы, ратификации Конвенции и признания в 1998 г. юрисдикции Европейского Суда по правам человека и других наднациональных органов в нашем государстве была проведена масштабная работа по имплементации положений Конвенции в национальное законодательство, существенно изменена и правоприменительная практика.
Этот процесс продолжается и в настоящее время.
С позиций выполнения наших международно-правовых обязательств важным этапом стало принятие в этом году поправок к Конституции России, которые носят ярко выраженную социальную направленность, и позволяют поднять гарантии прав человека на более высокий уровень.
В механизме реализации норм Европейской конвенции важная роль принадлежит и омбудсменам.
Сегодня более чем в 140 государствах мира учреждены институты омбудсменов, деятельность которых осуществляется на основе Парижских принципов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 г.), а на европейском континенте — также на основе Венецианских принципов защиты и укрепления института омбудсмена (2019 г.), и Рекомендаций Комитета министров Совета Европы «О совершенствовании института омбудсмена» (2019 г.).
В России в настоящее время помимо федерального уполномоченного по правам человека в каждом из 85 субъектов Российской Федерации действуют региональные уполномоченные по правам человека, назначаемые высшим органом законодательной власти субъекта РФ.
В этом году произошло значимое событие для укрепления региональных омбудсменов в России принят Федеральный закон «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», который закрепил единые федеральные стандарты организации и деятельности региональных уполномоченных и предоставил им ряд дополнительных прав. Например,:
Эти механизмы отвечают духу Конвенции и позволяют поднять гарантии прав граждан на более высокий уровень.
Только за последние пять лет в рамках компетенции Уполномоченного и благодаря взаимодействию с органами власти и институтами гражданского общества оказана помощь более 1 млн граждан, включая неопределенный круг лиц, по 5 тыс. обращениям.
В том числе получили содействие в выплате задолженности по заработной плате более 60 тыс. работников на общую сумму около полутора млрд рублей; более 50 тыс. граждан оказана помощь в восстановлении жилищных прав, защищены права нескольких сотен участников уголовного процесса, многие гражданене получили поддержку, организованную омбудсменами во время пандемии, решено ряд системных проблем с помощью принятия законов и федеральных целевых программ по предложению уполномоченных по правам человека.
В целях продвижения идей Конвенции осуществляются совместные проекты УПЧ с Советом Европы. Например, по защите прав женщин.
Уважаемые коллеги!
Следует констатировать — со дня принятия Конвенции произошли существенные позитивные изменения в области защиты прав человека. Большинство государств признают сегодня недопустимым вмешательство со стороны публичных властей в личную и семейную жизнь, применение уголовного наказания во внесудебном порядке,
дискриминацию по национальному, религиозному, гендерному или какому-либо другому признаку, применение пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращение.
Однако следует признать, что нарушения прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные Конвенцией, имеют место практически во всех государствах.
Большую обеспокоенность вызывают войны и вооруженные конфликты, бедность достаточно большой части населения мира, качество и доступность образования и здравоохранения, несоразмерность применения силы против участников акций протеста, случаи применения бесчеловечного обращения с задержанными и заключенными.
С болью и тревогой мы следили за событиями в Нагорным Карабахе. В н.в., благодаря российской миротворческой миссии, кровопролитие прекращено. Но в результате вооруженного конфликта погибли тысячи людей. Наши коллеги-омбудсмены в Армении и в Азербайджане принимают участие в оказании помощи по возвращению тел погибших родным, по обмену пленными, поиску без вести пропавших, оказанию других видов гуманитарной помощи. Большую трудную, но очень важную миссию они сегодня выполняют.
Имеют место нарушения норм международных актов о праве национальных меньшинств обучаться на родном языке. Эти процессы наблюдаются в странах Прибалтики и в Украине.
Допускаются нарушения ключевых демократических принципов обеспечения свободы слова и плюрализма, связанные с деятельностью СМИ.
В Латвии и Литве ограничена деятельность «Раша тудэй». В Эстонии без достаточных оснований запрещена профессиональная деятельность журналистов компании «Sputnik Эстония».
Это ничто иное как введение политической цензуры.
Новым вызовом для прав человека в большинстве стран европейского сообщества стала пандемия, которая подвергла испытаниям гарантии права граждан на здоровье, качественную и доступную медицину.
Более подробно мы обсудим данные вопросы на следующем пленарном заседании.
Но я не могу не сказать здесь о важном заявлении Президента Российской Федерации В. В. Путина, сделанное 2 дня назад, 14 ноября, на Восточноазиатском саммите: «…свободный доступ к вакцинации должны иметь граждане всех государств». У нас такая вакцина есть и мы готовы делиться ее с другими странами, а также российскими тест-системами и реагентами для диагностики коронавируса. В этом мы видим реальные шаги нашего государства по защите права на жизнь и здоровье граждан.
Эта ситуация как никакая другая показывает, что права человека имеют морально-нравственную основу и гуманитарную направленность.
Права человека не имеют границ и должны быть вне политики.
Однако, к сожалению, до сих пор предпринимаемые попытки использовать права человека как рычаг политического давления, когда судьбы людей уходят на второй план.
Санкции, вводимые против государств, фактически направлены против обыкновенных граждан, которые далеки от политики. Это не справедливо и не отвечает духу Конвенции.
В последние годы отмечается востребованность работы омбудсменов по защите прав граждан, оказавшихся за пределами государств своего гражданства. Представляется, что в системе взаимодействия внешнеполитических ведомств с другими органами и учреждениями, инструментарий омбудсменов остается пока до конца не востребованным. Поэтому хочу внести предложение обсудить вопрос о закреплении права омбудсменов по оказанию помощи гражданам своих государств, оказавшимся в местах принудительного содержания, аналогично консульской поддержке.
Это положения можно было бы включить в соответствующие конвенции по оказанию правовой помощи.
Благодарю за внимание и желаю всем участникам конференции плодотворной работы и полезной дискуссии!