журнал о правах человека и деятельности национальных учреждений по их защите
Деятельность омбудсманов
Справочная информация
Исследования
Правозащитный дайджест


Ссылки на сайты Уполномоченных
Гражданин Уполномоченный

//Вестник Благотворительности. 2002. №1.

Сегодня становится очевидным, что права российских людей, в отличие от обязанностей, существуют только на бумаге. А на практике чиновники не жаждут отстаивать чьи-то интересы. И если человек сам не начнет упорно действовать, борясь за жизненно необходимое, то не только о правах, но и вообще о его существовании, ни один бюрократ даже не вспомнит. Практически каждый россиянин на собственном примере ощутил суровую твердь бюрократической стены: подписывая ту или иную, даже не значительную, бытовую бумажку, не говоря уже о важном документе, человек вынужден терпеть унижения, тратить драгоценное время в очередях, платить взятки и так далее. И после подобного тяжкого испытания у большинства людей от безысходности «опускаются руки».

Правовая должность

Для того, чтобы попытаться разорвать этот порочный круг, была введена должность Уполномоченного по правам человека. Еще во времена переходного периода, когда идеи создания демократического государства пребывали в приоритете, в Конституцию России внесли пункт об учреждении этой должности. В последствии первый созыв депутатов Госдумы утвердил на данный пост Сергея Ковалева, хотя одноименный закон пока отсутствовал. Однако «неузаконенный» уполномоченный был снят с должности, из-за того, что отстаивал прочеченскую позицию по отношению к первой войне в Ичкерии.

Вслед за тем парламентарии все-таки приняли конституционный закон, который несколько ограничил компетенцию уполномоченного, определив основную задачу его деятельности, как рассмотрение жалоб граждан.

Прошло полтора года, и в мае 1998 года на должность Уполномоченного был избран Олег Миронов. Однако, несмотря на действующий закон, институт защитника прав человека лишен какого-либо представительства в регионах, а его аппарат до сих пор не имеет собственного помещения.

В то же время уполномоченный оказывает помощь большому количеству граждан, которые к нему обращаются из разных уголков России. Сюда поступают просьбы, начиная от пересмотра уголовных дел и заканчивая гражданскими спорами и разрешением социальных проблем населения. Он получает порядка 40-50 тысяч писем в год, за которыми стоят большие проблемы маленького человека. Примерно 20% жалоб от всех обращений разрешаются положительно, что является достаточно большим процентом для нашей бюрократической страны. Однако подобная рутинная работа заметна лишь конкретным людям, но не обществу в целом.

При этом в последнее время Госдума, президент  и его администрация перестали прислушиваться к мнению уполномоченного. Здесь есть, конечно, вина самого Олега Миронова: он не стал достаточно значимой фигурой в политическом ряду, и не смог себя заявить как общественный деятель. Хотя он все-таки сумел официально высказаться по наиболее значимым вопросам, занимая довольно смелую и принципиальную позицию. Однако его выступления не стали публичны в политическом смысле. Это были скорее официальные оппозиционные заявления, доведенные до сведения сотрудников  государственных органов и правозащитных организаций. Его мнение не прозвучало широко. В тоже время он первый и единственный из государственных чиновников, кто подверг официальной критике закон «О свободе совести и религиозных организациях». А его доклады «О нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности» и «О нарушении прав граждан сотрудниками Министерства внутренних дел РФ и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ», опубликованные осенью 2000 года, естественно вызвали негативное отношение к институту Уполномоченного в соответствующих министерствах.

Критика нарушений

В докладе «О нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности» в частности сказано, что анализ практики исполнения законов в воинских коллективах показывает, что закрепленные в законах права военнослужащих, часто не соблюдаются. В 1999 году военными судами рассмотрено 47,5 тысяч жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы военнослужащих, что на 8,7% больше, чем в 1998-ом. Наибольшую обеспокоенность среди поступающих обращений вызывают жалобы родителей военнослужащих, касающихся глумлений и издевательств над их сыновьями в воинских коллективах.

Дезертирство из армии чаще всего происходит из-за известного явления под названием «дедовщина». Суть его можно определить, как невыносимые условия службы призывника из-за присутствия неуставных отношений и тому подобное. Сами военные говорят, что «дедовщина» начала появляться в вооруженных силах в конце 50-х годов, когда в армию начали призывать уголовников. Брали молодых людей с маленьким сроком заключения или с приближающимся досрочным освобождением. Естественно, что человек вышедший из заключения, выносил с собой и все «блатные» привычки и манеры поведения. Он переносил в армию мораль и порядки, которые были на зоне.

Хотя заключенных в настоящее время запрещено призывать на службу, неуставные отношения продолжают в армии существовать. Большинство военнослужащих-первогодков страдают именно от физических и моральных унижений, а не от тяжести воинских обязанностей. Сегодня «дедовщина» — основной тип взаимоотношений между призывниками, солдатами второго года службы и сержантами в вооруженных силах. Официальная система управления армией не в состоянии справиться с этим явлением. По данным Минобороны в 2000г. из 400 тысяч призывников дезертировали из армии 36 тысяч, основная часть которых не выдержали побоев.

Призывники с неуровновешанной психикой часто попадают в войска. И если такой рядовой наделен физической силой и волевым характером, то в большинстве случаев у солдата наблюдается развитие садистских наклонностей. И наоборот, недостаток физических и моральных сил провоцирует оскорбление, издевательство, насилие…

«Призывники хотят служить, но не желают подвергаться унижениям и оскорблениям. Не хотят, чтобы кто бы то ни было распоряжался их жизнями абсолютно бесконтрольно, — сказала в беседе с нашим корреспондентом ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова. Советский полковник в приемной Минобороны в 1990г. после ввода войск в Баку мне сказал: «А что солдат? Солдат — грязь под ногами. Подумаешь, убили! Еще пришлют». И с тех пор ситуация ни чуть не изменилась.

Сегодня число обращений граждан в комитеты солдатских матерей приближается к 40 тысячам в год. Это жалобы на то, что парень не выдержал избиений и сбежал. Или незаконно призвали больного, он жутко ослаб, и начались необратимые осложнения. А за этими обращениями стоят искалеченные судьбы людей».

Следующий доклад, «О нарушении прав граждан сотрудниками Министерства внутренних дел РФ и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ», посвящен пыткам в МВД. Надо отметить, что число жалоб и заявлений, поступивших в органы прокуратуры в 1999 году по вопросам следствия и дознания, проводимых подразделениями МВД, составило почти 264 тысяч.

Жестокое, унижающее достоинство человека обращение по отношению к гражданам в органах внутренних дел на досудебных стадиях уголовного судопроизводства носят массовый и систематический характер, что представляет одну из острейших проблем злоупотребления властью и нарушения прав человека. К незащищенности граждан от произвола со стороны сотрудников органов внутренних дел приводит распространенность и применение недозволенных форм и методов воздействия на подозреваемых, обвиняемых и свидетелей, а так же задержанных в административном порядке. Этот вид преступления обрел общероссийский характер. В то же время не решен вопрос и о законодательном обеспечении общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов, за соблюдением прав задержанных и заключенных.

«Практически ни одна страна не свободна от случаев совершения на практике действий, равнозначных пыткам и жестокому обращению. Тем не менее в России, где такие нарушения носят широко распространенный характер, само понятие «пытка» практически отсутствует в официальных документах, а это означает, что должностные лица нашего государства не хотят признавать проблему пыток в нашей стране реально существующей» — подчеркнул в своем докладе Олег Миронов.

Ликвидация права

Подобное неодобрение действий некоторых представителей власти  переросло в волну критики уже в адрес уполномоченного. Причем здесь были использованы сотрудники его института, которых он подбирал не достаточно разборчиво. В результате четверть его руководящего аппарата взбунтовалась, и обрушилась на него с мелочной, и, по сути, политической критикой. Ему ставили в вину выступление на радио «Свобода», общение с иностранными корреспондентами, «впадение в критиканство», а также то, что он не по-президентски относится к событиям в Чечне, не сотрудничает с властями, и так далее. Этот «наезд» в  том числе был озвучен в Госдуме через члена фракции «Единство» депутата Владимира Семенова. После этого не осталось сомнений, что деятельность Олега Миронова не устраивает администрацию президента. Возможно, даже ставился вопрос о его снятии. Тем не менее, это могло вызвать неблагоприятный внешнеполитический эффект, так как уполномоченный был поддержан ведущими правозащитниками, в том числе и Людмилой Алексеевой, руководителем московской Хельсинской группы, к мнению которой прислушиваются на Западе.

Однако сейчас в коридорах Госдумы поговаривают, что должность Уполномоченного давно пора сократить, и приурочивают это к истечению срока его полномочий в мае 2003 года. Подкрепляют свои слова и делом. Например, в новый уголовно-процессуальный Кодекс России, принятый во втором чтении, «забыли» включить не только должность уполномоченного, но и сферу его деятельности. А в соответствии с законодательством РФ, закон «Об Уполномоченном по правам человека» должен быть приведен в соответствие с принимаемым УПК. В добавок к этому, по мнению наших источников в Госдуме, близится время переписывания Конституции России, где должность Уполномоченного будет ликвидирована.

Проблема защиты прав человека в России пока остается открытой и актуальной, судя по многочисленным заявлениям Владимира Путина. Однако сейчас трудно однозначно ответить на вопрос: а сохранятся ли у человека права, присущие демократическому государству?

Елена ФОМИНА,

корреспондент «Парламентской газеты»




Последние новости
Европейский Союз объявил 25 февраля об очередной, десятой по счету, санкции против российских физических и юридических лиц. На этот раз в число лиц, которым запрещен въезд в страны ЕС, вошла Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Правовое регулирование деятельности: Закон об уполномоченном парламента 1967 г. и Законе об уполномоченном службе здравоохранения... Read More »
Биография
Международная федерация журналистов (IFJ) сообщила о немедленной приостановке членства Союза журналистов России (СЖР) в организации в связи с "действиями, противоречащими принципам и целям Федерации", сообщили РИА Новости.
В начале августа 2022 года Совет авторитетной организации Международный институт омбудсмена (IOI) отменил членство федерального омбудсмена России Татьяны Москальковой по требованию омбудсменов ряда стран.
Представители ряда авторитетных структур Совета Европы выступили совместным заявлением накануне годовщины так называемой специальной военной операции России в Украине
Парламент Армении ищет нового Защитника прав человека (омбудсмена), после того как спустя год работы досрочно ушла в отставку с этой должности Кристине Григорян
Единственная дорога, по которому проходит автодорога, соединяющая Армению и Арцах с 12 декабря 2022 года перекрыт и контролируется, по сообщениям официального Баку, так называемыми экологическими активистами
Президент России Владимир Путин 21 февраля обратился с посланием к Федеральному Собранию, выполнив, таким образом, требование конституции страны
Депутаты поддержали кандидатуру Петра Перевезенцева, отметив его заслуги работы в партии, общественно-политической жизни края, открытость для диалога и готовность работать на благополучие региона и его жителей