О том, что я попаду на заседание Квалификационной коллегии судей Краснодарского края, да еще на рассмотрение ходатайства опального сочинского судьи Новикова Дмитрия Владимировича, не верилось до самой последней минуты. Где уж там посторонним, как говорится, муха не пролетит мимо приставов-охранников, а тут такое, на шестой этаж, где одни «небожители»!
Из собственного опыта знаю, что выше третьего этажа простые граждане могут попасть только с обслуживающим персоналом, даже на заседание своего собственного дела. Не раз приходилось часами ждать «провожатого» возле указанной ими колонны, для того, что бы тебя сопроводили к одному из залов для заседаний, расположенных на закрытой территории верхних этажей. Бывало и такое, что «отконвоируют» в помещение – накопитель перед дверью судьи и оставят там ожидать. Уйти назад, без чьей-то помощи, уже не возможно, все двери открываются только электронным ключом.
Наверное, не важно, для руководства суда, что существует Закон, требующий обеспечить гласность при отправлении правосудия, не говоря уже о доступе к правосудию любого желающего. Интересно, подобная практика только в Краснодарском краевом суде, или везде так?
Я об этом не просто вспомнил, не ради того, чтобы лишний раз упрекнуть администрацию суда в неисполнении Закона. Как оказалось, отношение к людям, пришедшим в суд вместе с судьей Новиковым, и на этот раз было, мягко говоря, не совсем уважительное. Впрочем, все по порядку.
Пройдя обычную процедуру входа в здание краевого суда через турникет, я встретился с Дмитрием Владимировичем и его представителями. После короткого знакомства, мы все поднялись на лифте на шестой этаж. Выйдя из лифта, мы увидели, что нас встречают пятеро судебных приставов. Препятствий они не чинили и с холла пропустили нас к залу, который, согласно табличке рядом с дверями, значился как Квалификационная коллегия судей Краснодарского края.
В суде нас ждали
Очевидно, что к мероприятию подготовились. Как выяснилось чуть позже, в ходе заседания, действительно готовились, и не только приставы. К этому времени на этажах «общего доступа» уже лежала пресса с интервью председателя Квалификационной коллегии судей, где Новикову предсказывалось десять лет тюрьмы. Правда, председатель, на закономерный вопрос о пристрастности, тут же опровергла свою причастность.
Не удалось выяснить как «компромат» оказался в здании суда и у председателя Краснодарского краевого суда. На вопрос Новикова, каким образом все это в большом количестве попало в суд, и было распространено по этажам, он получил ответ, типа, «ходят тут всякие»…
Кстати, должен сделать еще одно отступление, и сказать, что все, что описано в этой статье, получено в ходе заседания Квалификационной коллегии судей под запись, личного наблюдения и общения со «зрителями». Ну, а некоторые выводы и размышления, уж извините, мои. Думать, по Конституции России, еще не запрещается. Хотя, впрочем, моя практика говорит, что наши суды могут пытаться это сделать, вынося налево и направо незаконные судебные постановления.
Фамилии лиц, сопричастных к «делу судьи Новикова», пока также не называю, продолжаю и дальше его изучать. Должен признаться, что волосы дыбом встают, когда читаешь материалы, а их Дмитрий Владимирович, как профессионал, накопил за семь лет тяжбы «воз и малую тележку». Много чего записал и сфотографировал. Так, то, о чем он говорил и показывал, имеет документальное подтверждение.
Что там мои дела или те, с которыми я встречался за долгие годы, изучая жалобы на судебную систему наших граждан? Так, – делишки!
Читать материалы я начал еще, будучи, заместителем Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае. Да, вот, только, реагировать на них не мог. «Неприкасаемые» сегодня у нас по Закону судьи. Чем они и пользовались, судя по данному делу. Причем, очень активно, и себе с выгодой, а государству в убыток. Видать, и других «контролеров» не обижали. А то, как же понять, если следствие идет только в отношении Новикова, который и обратился по инстанции о крупном злоупотреблении должностными положениями группы судей, фактически, создании ими ОПГ, мошенничестве в особо крупном размере, получении незаконным путем крупных сумм «олимпийских» денег и многое другое.
Это не просто слова, это все в свободном доступе на странице самого Дмитрия Николаевича в Facebook.com, сайтах СМИ, включая и федеральный уровень.
Нас оказалось больше
Перед залом заседания собралось уже большое количество людей. Потом, приблизительно, я насчитал более пятидесяти человек, да еще представителей прессы человек десять-пятнадцать с тремя стационарными камерами.
В общем, когда дверь открыли, то оказалось, что все желающие могут поместиться только битком. Мест для сидения ограничено, привилегия для прессы по списку, имеющую аккредитацию.
Видно, готовились и, пытаясь «отсечь» нежелательных лиц и прочую «толпу», не рассчитали, что столько придет людей.
Разумно, препираться не стали, впустили всех, включая и не аккредитованных представителей прессы, разрешили фотосъемку. Думается, что неспроста, были же там и «свои распространители». Интересно потом будет отследить публикации и показы по телевидению.
После открытия заседания логично прозвучало первое ходатайство судьи Новикова, который потребовал уважать его представителей и других присутствующих лиц, и обеспечить им условия для работы. Оно, фактически, осталось неудовлетворенным, хотя приставы пытались поставить стулья из холла, но сделать это не получилось из-за отсутствия свободного места.
Председатель коллегии клятвенно заверила присутствующих, что для заседания коллегии другого помещения просто нет, как, потом оказалось, что и для членов коллегии нет отдельной совещательной комнаты. Не смотря на протесты присутствующих, пришлось всем несколько раз покидать помещение, а затем снова «утрамбовываться» заполняя его вновь. Некоторые простояли на ногах четыре с половиной часа, пока длилось все заседание.
Почему я пишу о таких «тонкостях»? Да, потому, что вся эта организация заседания показала, что в Краснодарском краевом суде привыкли, что люди в суде только помеха. Еще на ул. Морской, 3, где был краевой суд, посетители стояли и, как говорится, ходили по головам друг у друга. Вот, наконец, сделали многоэтажное красивое и современное здание из стекла и бетона, на месте планируемой библиотеки имени А.С. Пушкина, даже его памятник подвинули подальше от фасада, но опять для людей там места не оказалось. Как и прежде, они вынуждены часами простаивать в холе перед залами судебных заседаний, уступая немногочисленные места друг другу. Банально, но стульев просто не хватает. То ли их не ставят, чтобы не портить интерьер, то ли еще по каким-либо соображениям.
А, что касается данного случая, то, похоже, никому даже в голову не могло прийти, или присниться во сне, что когда-то на заседании Квалификационной коллегии судей будут участвовать, от начала до конца, более полусотни человек.
Историческое значение «Дела судьи Новикова»
Наверное, в этом и есть первое историческое значение для простых людей «дела судьи Новикова». Сегодня их пришло пятьдесят, завра будет уже сто, а там и тысяча придет, если что-то не измениться и о том, что была судебная реформа, мы будем узнавать по телевизору от первых лиц государства.
Второе ходатайство касалось отвода членов коллегии. Из присутствующих шестнадцати человек, больше половины получили отвод персонально, включая и саму председательствующую! Все они, так или иначе, оказались «в деле». Многие из них подписывали «историческое» обращение Совета Судей в 2010 году о привлечении судью Новикова к уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями судьи, банальные взятки, нанесение крупного ущерба лицу и прочее. Что касается последнего обвинения, то оказалось, что Новиков «самострои» сносил. Похоже, «важных» людей. Всего было возбуждено в отношении него следственным комитетом девять уголовных дел!
Уличил Дмитрий Владимирович членов квалификационной коллегии и в семейственности с главными его «обвинителями».
То, что я встречаю в судах Краснодарского края детей в мантиях судей, родители которых в мое молодое время отправляли правосудие, я уже перестал удивляться, на подходе — внуки. Но, когда присутствующие услышали, то, что было озвучено, думаю, всех шокировало.
У нас уже выросли целые династии, похоже, что и сама Квалификационная коллегия судей края формируется с учетом «данной особенности». Видать, для управляемости. А мы, доверчивые людишки, еще жалобы пишем на недостойное поведение отдельных судей и надеемся на честь и порядочность профессионального сообщества. Подумалось, а где же всем места найти в системе? Потом успокоился: все давно уже «отлажено и обкатано». Помнится, в одном из своих интервью Дмитрий Владимирович сказал, что дайте мне два миллиона, и я из любого негодяя через два года сделаю «образцового» судью.
А тут еще и так называемая реформа судов подоспела. После объединения суда общей юрисдикции с арбитражным и военным судами, возможности возросли в несколько крат. Тому пример подписание обращения в следственный комитет о возбуждении уголовного дела в отношении Новикова от имени Совета судей двадцатью двумя подписантами. Среди них судьи арбитражного и военного судов, которые Новикова и его «дела» не только не знали, но, возможно, его и в глаза не видели. А откуда видеть, если грубо нарушая статус судьи, его засадили на восемь месяцев и семь дней в СИЗО, арестовав в Москве в 2010 году, через пятнадцать минут после принятия Квалификационной коллегией судей Краснодарского края решения о прекращении полномочий судьи. К слову сказать, забегая вперед, после восстановления статуса федерального судьи, он и в настоящее время «персона но грата». Его не приглашают ни на какие судейские мероприятия, видимо боятся, что своими выступлениями он испортит общую идиллию.
Недавно судебный департамент вывел его за штат суда, в котором он числится. Якобы, нет мест. Странно как-то получается, если в деле есть характеризующий Новикова материал, подписанный председателем Верховного Суда России, который прямо заявляет, что Новиков лучший судья в Сочи. Нет логики во всем этом, хотя, если дана команда сверху судью Новикова «слить», то логика есть.
Реакция коллегии на свой отвод была ожидаемая. Как говорится – без вариантов! Ну, не для того же все собрались, что бы отводиться. Да и вопрос, который поставил Новиков, задевает большинство присутствующих, что называется, за живое. Он просил Высшую квалификационную коллегию отменить ранее вынесенное решение краевой коллегии о привлечении его к уголовной ответственности, мотивируя это апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации, который определил, что члены коллегии, как и судьи Краснодарского края, являются лицами заинтересованными, а посему не могут рассматривать его дело. Увы, его ходатайство-просьба вернулась опять к тем, кто его пытается долгие годы посадить. Не послушалась Высшая коллегия своих коллег из числа судей Верховного Суда и отдала его опять в руки того «правосудия», которое он познал сполна за долгие годы борьбы за свои права и здоровье.
Теория и практика
Единственное, что изменилось, так это то, что некоторые дела в отношении его рассматривает Ростовский областной суд. Но и здесь много вопросов о его беспристрастности.
Вот такой казус, если говорить юридическим языком, получается. Но это теория, а что на практике?
А на практике, я думаю, все по-другому, и оно очевидно. Жаль только, что сам Дмитрий Владимирович заблуждается, называя судейское сообщество края здоровым, а это означает, что «не требуется санации». Не хочет просить помощи в Европейском Суде по правам человека, мотивируя это тем, что не хочет показывать негативную сторону российского правосудия. А зря! Возбуждая дела против Российской Федерации, тем самым он помог бы Российской Федерации скорее избавиться от коррумпированной судебной, да и чего греха таить, правоохранительной системы.
Думается, что вскоре он поймет свою ошибку, как и ту, что население края относится уважительно к судьям и даже любит их. Как-то в одном из своих интервью он рассказал об этой своей наивности.
А время работает не на него…
Просьба Дмитрия Владимировича об отмене согласия на возбуждение уголовного дела в отношении его, данное квалификационной коллегией еще в 2010 году, не осуществима. Все зашло слишком далеко. Это то же, если бы он предложил «всем сидеть!».
Сначала я никак не мог понять, зачем ему выходить с таким ходатайством, ведь, уголовные дела в отношении его прекращены, статус федерального судьи восстановлен. Оказалось, что не все так гладко. Опять открыто старое уголовное дело следственным комитетом. Самое интересное, и что подтверждает догадку, дело уже может быть, и, скорее всего, будет закрыто, как минимум, по срокам давности. Но, это не реабилитирующее основание. А если будет обвинительный приговор, даже на 10 рублей штрафа? Все, все потенциальные преступники и казнокрады могут расслабиться и получить моральное удовлетворение. Новиков лишается работы, его честь опорочена, за его спиной будут шептаться, что он не такой уж борец с коррупцией. Не просто же так один из бывших руководителей краевого суда ему пообещал, что даже, если он закроет восемь дел, то девятое ему все равно оставят. Знал, что говорил, видно денег хватало, и делились, как учил один из бывших, и ныне покойных, министр финансов страны.
Как я уже написал выше, процесс был длинным. Какие только доводы не приводил сам Новиков и его представители. За семь лет многое уже изменилось: дела отменены, статус восстановлен, Верховный Суд принял его сторону, появилась практика Европейского Суда по правам человека, что было озвучено. Произошли и другие перемены: двое подписантов против него, судьи Краснодарского арбитражного суда, покончили жизнь самоубийством. По причине, или по совпадению, помощник председателя следственного комитета России оставила службу и ушла в монастырь, написав официальное заключение о незаконности возбужденных уголовных дел в отношении Новикова. Этот уникальный документ был оглашен в заседании.
Помощник председателя краевого суда пребывает уже два года в СИЗО. Кстати, что придает оптимизма и вселяет надежду на справедливый конец «дела судьи Новикова». Это он, вместе с одним из бывших руководителей краевого суда, ночью, пытались вскрыть кабинет судьи Новикова и забрать дела «фермеров в мантиях». Был убит, как принято выражаться у правоохранителей, уголовный авторитет в г. Сочи. Как-то так, по странному совпадению, обладатель «корочек», сначала помощника председателя Краснодарского краевого суда, а после и вовсе Верховного Суда Российской Федерации. И, наконец, одному из заместителей председателя Краснодарского краевого суда не был продлен статус федерального судьи, тому самому, фамилию которого, открыто, называет Новиков.
Все начинается с любопытства
Ну, вот, уважаемые читатели. Не буду дальше Вас интриговать, напомню, откуда берет начало это громкое дело, учитывая, как оно прозвучало, и было подтверждено многими документами в различные инстанции, включая и самые, самые компетентные. Дмитрий Владимирович утверждает, что он даже имел встречу с Самим и все ему доложил!
Случилось судье Новикову, одному из сочинских районных судов, в годы олимпийской стройки, при отправлении правосудия, натолкнуться на любопытные документы. Дотошно изучив их, в том числе и полученные по запросу, он понял, что имеет дело с необычной ассоциацией крестьян-фермеров. Часть из них в судейских мантиях, а часть прикрывались мантиями своих ближайших судей-родственников. Четко и ясно вырисовалось семь фамилий, в том числе один из председателей сочинского районного суда и заместитель Краснодарского краевого суда.
Все было просто и гениально, с точки зрения махинаторов. За год до олимпийских строек они незаконно купили фермерские земли, не будучи фермерами, а затем через год передали их государству. Естественно, не за так, а за деньги. Большие деньги! «Доход» предприимчивых фермеров составил 300 миллионов долларов! В настоящее время на бывших землях лже-фермеров, на Красной Поляне, стоит железнодорожный вокзал. Каждый из них получил более четырех миллионов долларов. Да, за такие деньги можно стать «настоящим патриотом» и «родину любить издалека»…
Обо всем этом Новиков не просто рассказывает с документами в руках, называя организованную группу лиц по фамилиям, но и в буквальном смысле слова, кричит во все вышестоящие инстанции.
Самое интересное, что отрицая свою причастность в «олимпийской афере», никто из них не подал иск о защите чести и достоинства и не оспорил сии утверждения, даже в свои подконтрольные суды.
Как-то так получается, что «сделка» не заинтересовала правоохранительные органы, которые обеспечивали экономическую безопасность? Как регистрировали переход права собственности, если не существовало официально ни фермерской ассоциации, ни самих новоиспеченных фермеров? Просто фантастика! Или денег хватило всем, в том числе и тем, кто выплачивал, кто контролировал, кто молчал?
А судья Новиков не молчал. Он доложил по команде. Похоже, не понял всю «глубину затеи», своих начальников, не осознал последствия своего порыва и не оценил «текущий момент». А он был, собрались туда же не просто так: на «кону» лежали миллиарды в «зеленом цвете».
Теперь он показывает цитату самого главного куратора олимпийской стройки, где говорится, что власти будут рады, если им покажут или подскажут, где воруют. Дмитрий Владимирович, видно из-за загруженности делами не так понял эту цитату, не прочитал между строк, как это принято на Руси. К тому времени, когда появилась это высказывание, уже была сформулирована «политическая воля», что из «котла» олимпийской стройки много не своровали. Зачем было будоражить народ, который и так задавал много вопросов о целесообразности всех этих игрищ, хищениях и нищете пенсионеров? Тема была закрыта, а цитату надо было читать приблизительно так: «Ну, кто еще не понял и что-то хочет сказать о воровстве?!».
У репрессивной машины своя логика
А дальше все пошло «как по писанному». Девять уголовных дел против самого «непонятливого» заявителя, тюрьма, наручники, пытки, бесчеловечные отношения, формирование негативного образа взяточника и бесчестного судьи, предательство коллег, и многое другое. Против него стали бороться не только те, кто незаконно обогатился, но и государство со всем своим репрессивным механизмом.
Порядочному человеку нет сил спокойно слушать рассказ, как в наручниках доставляли на заседание той самой квалификационной коллегии судей, как в них он стоял там, как заводили в кабинет судьи для вынесения решения об аресте, пристегивали к стулу и те, кто должен был быть на его месте, те самые «фермеры», били его по почкам.
Не смотря ни на что, выстоял. И, что удивительно, продолжает упорно бороться дальше, добиваться правды и справедливости. Нет злобы на коллег, доверяет руководству страны, верит в судейское сообщество и независимый суд, светлое будущее России.
Решение Квалификационной коллегии судей Краснодарского края было ожидаемым для всех присутствующих. В ходатайстве заявителю отказали.
Что ж, впереди новая борьба. Теперь уже не только за самого себя, но и как Дмитрий Владимирович сам понимает, за честный, справедливый и беспристрастный суд, за высокое звание судьи, за своих коллег, которые находятся под постоянным давлением, созданной в краевом суде системы, за права человека.
Заключая статью, хочу сделать главный вывод: дело не расследовано и общество не получило необходимой информации.
Так, как этого не произошло, будем и дальше изучать «дело судьи Новикова», внимательно следить за происходящими событиями и стараться получить ответы на возникшие многочисленные вопросы, с тем, чтобы внести ясность для себя и других. Добиваться вместе со всеми расследования всех фактов, известных и пока неизвестных.
А пока, «дело судьи Новикова» живет и разрушает судебную систему, а с ней вместе и государство.
27.02.2016 г.
Краснодар