Одним из законопроектов, который обязан рассмотреть недавно избранная Государственная Дума, станут изменения в Трудовой Кодекс Российской Федерации. Конституционный Суд страны установил, что часть пятая статьи 157 Трудового кодекса нарушает прав человека так как она не соответствует Конституции РФ.
Это выяснилось в ходе рассмотрения жалобы солистки удмуртского Государственного театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, народной артистки Удмуртской Республики Людмилы Мининой.
Как следует из дела, Л. Минина работала в театре по трудовому договору с 1 января 2001 года. Приказом директора в связи с незанятостью в спектаклях и репетиционном процессе с 16 октября по 31 декабря 2019 года ей и еще нескольким работникам театра снизили зарплату, рассчитав ее исходя из двух третей оклада. Несогласная с таким решением, артистка обращалась в суд за защитой своих трудовых прав, но суды его отклоняли на основании части пятой статьи 157 ТК РФ. Согласно этой норме «Если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором».
В то же время, ТК разрешает, чтобы «время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя».
Именно так и поступила администрация удмуртского Государственного театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, но артистка посчитала это нарушением ее трудовых прав и обратилась за защитой в Конституционный Суд РФ. В своей жалобе она указала, что это законоположение не устанавливает гарантий оплаты труда творческих работников в период незанятости в театрально-постановочном процессе и тем самым допускает произвольное снижение работодателем их заработной платы.
Рассмотрев дело Людмилы Мининой, КС пришел к следующему выводу: «Трудовая функция солиста театра не ограничивается участием в репетициях и спектаклях. Не будучи задействованными в творческом процессе, солисты театра фактически продолжают исполнять свои должностные обязанности, совершенствуя свое мастерство, а также участвуя в других мероприятиях театра. Поэтому законодатель специально оговорил, что их незанятость в спектаклях не является простоем, и разрешил работодателям устанавливать размер оплаты этого времени в коллективных и трудовых договорах либо в локальных нормативных актах, не установив, однако, допустимый минимальный размер его оплаты. Между тем даже простой оплачивается не ниже размера, который установлен в законе. Очевидно, что отсутствие в законе минимального размера оплаты времени, в течение которого творческие работники не задействованы в репетиционном процессе и спектаклях, является пробелом в правовом регулировании.
Таким образом, — по мнению КС, — часть пятая статьи 157 ТК РФ не соответствует Конституции РФ. Высший суд считает, что «Решения по делу Л. Мининой должны быть пересмотрены на основе нового правового регулирования, установить которое федеральному законодателю необходимо в кратчайшие сроки».
Теперь дело за федеральным законодателем — Государственной Думой РФ.