журнал о правах человека и деятельности национальных учреждений по их защите
Деятельность омбудсманов
Справочная информация
Исследования
Правозащитный дайджест


Ссылки на сайты Уполномоченных
Омбудсман Латвии

Латвия, официальное название — Латвийская Республика (Latvijas Republika} — балтийское государство в Северной Европе.

Одна из 15 бывших союзных республик (Латвийская ССР)

Латвия граничит с Литвой на юге, с Россией — на востоке и с Белоруссией — на юго-востоке, а также с Эстонией на севере. Член ЕС и НАТО.

Территория – 64 589 км

Населением — 2 254 653 человек (2010 год).

Национальный состав: латыши (76,9%), русские (8,8%), евреи (4,9%), поляки (2,6%) и др.

Столица — город Рига (709 тыс. чел., 2010).

Форма правления — Парламентарная республика.

Омбудсман Латвийской Республики (Latvijas Republikas Tiesbsargs)

Закон Латвии «Об омбудсмане» принят 11 июня 2006 года

Закон Латвии «О национальном центре по правам человека» принят 5 декабря 1997 года.

Первый омбудсман Роман Апситис назначен 1 марта 2007 года.

Действующий Омбудсман Роман Апситис

Роман Апситис

Роман Апситис

Родился 13 февраля 1939 года. В 1963 году окончил факультет экономики и права Латвийского университета. Доктор юридических наук.

В середине девяностых годов в Латвии шла дискуссия о создании учреждения, которое бы заботилось о защите прав личности.

В качестве одного из вариантов в ходе дискуссии, проходившей в Сейме в 1995 году, предлагалось дополнить систему государственного управления независимым учреждением, соответствующим образцу скандинавского омбудсмана. Однако было признано, что к созданию такого учреждения государство не готово, и на тот момент наиболее необходимыми функциями нового учреждения были просвещение и прямое содействие соблюдению прав человека в стране. Руководствуясь этим заданием, вышеуказанной государственной программой, Парижскими принципами ООН, затрагивающими статус и деятельность государственных учреждений по защите и содействию соблюдению прав человека, а также опытом подобного учреждения Австралии, кабинет министров Латвии своим постановлением от 18 июля 1995 года создал Государственное бюро по правам человека (далее – ГБПЧ). Создание независимого квазисудебного института по правам человека было одним из обязательных условий принятия Латвии в Совет Европы, и под его давлением это условие пришлось выполнить — хотя и после долгих проволочек. Бюро не являлось институтом омбудсмана, но выполняло правозащитные функции. На тот момент, по мнению правительства Латвии, «Латвия еще не была готова к введению института омбудсмана». Основными задачами Бюро стали: изучение ситуации с правами человека в Латвии, распространение информации и просвещение жителей Латвии в области прав человека, а также рассмотрение конкретных жалоб. Полномочия Бюро очень ограничены (в частности, оно не имеет права заниматься делами, находящимися на какой-либо стадии судебного рассмотрения).

Эксперты ООН рекомендовали сделать Бюро полностью независимым, однако в итоге оно получило статус квазинезависимого института в структуре Министерства юстиции. Директора Бюро, согласно Положению о нем, утверждает Сейм по предложению Кабинета министров. Исполняющим обязанности директора стала Кайя Гертнере, бывший руководитель Департамента международных организаций МИД Латвии — гражданка США и Латвии. Любопытно, что защитник прав человека страны, где почти половина жителей являются русскоязычными, не владела русским языком.

Отчет Бюро за первые полгода деятельности был рассмотрен Комиссией Сейма по правам человека, и его деятельность была подвергнута жесткой критике. Представители радикал-националистических партий, составляющие большинство в комиссии, вообще посчитали, что этот институт не нужен Латвии, так как «проблем с правами человека в Латвии нет, и не стоит прислушиваться к клевете со стороны России». С другой стороны, В. Дозорцев, депутат от ПНС, критиковал Бюро за то, что оно избегает реальных проблем и тратит деньги на решение искусственно придуманных. За полгода в Бюро обратились только 62 человека (неправительственные правозащитные организации, действующие на общественных началах, такое количество посетителей принимают каждую неделю), половине из них было пояснено, что они обратились не по адресу, остальным даны консультации. Комиссия рекомендовала Кабинету министров резко сократить численность сотрудников Бюро (до 5-7 вместо нынешних 19 по факту и 27 по штатному расписанию).

В то же время офис Программы развития ООН в Риге объявил, что на развитие деятельности Бюро выделено 1,7 млн. долларов, но эти средства будут получены только при условии сохранения государственного финансирования Бюро.

В результате разыгравшейся вокруг Бюро дискуссии оно было вынуждено активизировать свою деятельность. Им было подготовлено заключение на проект закона о государственном языке, констатировавшее, что ряд его норм противоречит, в частности, Европейской базовой конвенции о правах национальных меньшинств. Кроме того, Бюро распространило заявление для печати, в котором утверждалось, что практика проставления соответствующей печати в паспорте гражданина, принявшего участие в сборе подписей за изменение Закона о гражданстве, нарушает права этих лиц (такая практика применяется из-за отсутствия компьютерной системы учета избирателей).

Министр юстиции Латвии Дз. Расначс немедленно опубликовал заявление, обвиняющее Бюро в превышении своих полномочий, и обещал «впредь более тщательно следить за деятельностью подразделений Минюста». Фракция «ОС» внесла предложение о резком сокращении бюджетного финансирования Бюро, фактически лишая его и средств, выделенных в рамках программы ООН.

Вопрос о том, станет ли Бюро хоть в какой-то мере реально действующей организацией по защите прав человека, или оно будет только чем-то вроде «министерства пропаганды», стал более чем актуальным. Руководство Бюро пыталось лавировать между крайностями: с одной стороны, насколько возможно добросовестно пытаясь интерпретировать принципы и нормы прав человека, с другой — стремясь не раздражать националистические партии (в штат Бюро набраны исключительно молодые люди, в основном — студенты и выпускники-юристы, никак не связанные до сих пор с правозащитной деятельностью, только латыши; Бюро не публикует информацию об оказании правовой помощи, вследствие чего большинству потенциальных посетителей просто неизвестно о его существовании). Однако и в этом варианте существование Бюро не устраивало радикально-националистические партии.

В 1997 году директором Бюро был избран Олафс Бруверс, который выполнял свои обязанности после переизбрания до 2005 года. С 2005 года до 1 января 2007 года обязанности директора исполняла заместитель директора Диана Шмите.

В функции Бюро входило рассмотрение жалоб о любом нарушении прав человека. Законом о Государственном бюро по правам человека были определены три основных вида деятельности учреждения – прием и рассмотрение индивидуальных жалоб, анализ и исследование ситуации с правами человека, а также просвещение и информирование общества о правах человека.

За время своей деятельности с 1995 до конца 2006 года ГБПЧ получило и рассмотрело более 48 тысяч жалоб жителей о возможных нарушениях прав человека. Наиболее часто лица обращались в ГБПЧ в связи с правом на жилье, социальную безопасность, гуманное отношение и уважение достоинства в местах заключения, по вопросам юридического статуса лица. Во многих случаях эти проблемы удалось решить. ГБПЧ также регулярно представляло свои заключения в Сейм, другие государственные и муниципальные учреждения по многим аспектам прав человека, публиковало доклады по актуальным проблемам прав человека, проводило проверки в учреждениях закрытого типа, организовывало информационно-просветительские мероприятия и др.

На деятельность Бюро отрицательно влияла нехватка ресурсов из-за недостаточной финансовой поддержки государства. В своей речи на международной конференции, посвященной созданию учреждения омбудсмена, в декабре 2006 года тогдашний президент страны Вайра Вике-Фрейберга признала: «Государственное бюро по правам человека до сегодняшнего дня постоянно страдало от нехватки внимания и финансовой поддержки государства. Полтора года бюро работало без назначенного и утвержденного парламентом руководителя, поскольку политики не могли прийти к соглашению о кандидатуре, подходящей для этой должности. Будем честными – до сегодняшнего дня бюро получало поддержку, достаточную только для существования, но абсолютно недостаточную для развития, не говоря уже о том, чтобы оно конкурентоспособным вознаграждением могло привлекать способных экспертов и юристов по правам человека».

Появились и другие проблемы. Главная из них – в случаях, когда государственные и муниципальные учреждения нарушали права лица, однако это нарушение не затрагивало сферу прав человека, физические лица часто не имели возможности эффективно защищать свои права. В этих случаях не могло помочь и ГБПЧ, поскольку рассмотрение таких вопросов не входило в его компетенцию.

Поэтому, несмотря на учреждение и успешную деятельность Бюро, в обществе постоянно поддерживалась идея создания такого органа, который параллельно обеспечению соблюдения прав человека также занимался бы введением и реализацией принципа добросовестного управления. На заседании Кабинета министров 23 декабря 1997 года в утвержденной по рекомендации Всемирного Банка Стратегии развития государственного управления до 2000 года было предусмотрено до 1999 года оценить возможности развития учреждения омбудсмана. Кроме того, Национальная программа интеграции Латвии в Европейский Союз 1998 года тоже однозначно выражала необходимость создания учреждения омбудсмана, с целью усовершенствования институциональной системы государственного управления, в особенности отчетности учреждений и персонала о достигнутых результатах.

Однако реальная работа над созданием учреждения омбудсмана началась только в августе 2000 года, когда по инициативе президента страны Вайры Вике-Фрейберги была создана рабочая группа по разработке концепции учреждения омбудсмана Латвии. Рабочей группой руководил профессор Юрис Дейфелдс, и в ней участвовали представители Канцелярии Президента страны, Общества юристов, Конституционного суда, ГБПЧ, профессоры Латвийского Университета, юристы и представители многих общественных организаций и других учреждений. 16 января 2001 года проект концепции был предоставлен президенту страны, и началось обсуждение этого документа.

В ответ на просьбу Канцелярии президента представить свою оценку разработанной концепции и необходимости учреждения омбудсмана в Латвии в этот процесс были также вовлечены международные учреждения. Представительства Программы развития Организации Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству Европы в Латвии создали международную миссию экспертов – рабочую группу, главной задачей которой было исследование механизмов защиты прав человека в Латвии и вопросы обеспечения эффективного государственного управления.

22 мая 2001 года было опубликован доклад рабочей группы. В нем эксперты указали, что необходимо принять решение, которое бы предоставило латвийскому обществу возможность обращаться к независимому механизму надзора также в случаях плохого управления, независимо от включения в них аспекта прав человека. Были предложены три модели учреждений для достижения этой цели. По первой – могли бы существовать два отдельных учреждения: одно – для соблюдения прав человека, другое – для гарантирования ответственности обществу и обеспечения принципов добросовестного управления. Во втором варианте Латвии был предложен «секторный омбудсман на базе ГБПЧ». В этой модели предполагалось функционирование нескольких омбудсманов в единой структуре, каждый из которых имел бы свое направление деятельности. И, наконец, третий вариант, который эксперты обозначили как рекомендуемый, предусматривал расширение правового мандата ГБПЧ, в который входили бы не только вопросы, затрагивающие права человека, но и все те, которые любым образом относятся к плохому государственному управлению.

Значительным шагом в стимулировании дискуссий стала международная конференция «Создание учреждения омбудсмена в Латвии»организованная 2 июня 2001 года с помощью вышеуказанных организаций и Информационного центра Совета министров, на которой помимо прочего также обсуждались предложения экспертов.

Руководствуясь этими рекомендациями и мнениями, высказанными во время дискуссий, учрежденная президентом страны рабочая группа в 2002 году разработала законопроект «о Бюро омбудсмана» (Latvijas Republikas Ties?bsargs). Целью этого закона было создать особое государственное учреждение – Бюро омбудсмана, чтобы способствовать соблюдению прав человека и обеспечивать более эффективный контроль над обоснованностью и справедливостью субъектов публичного права и их должностных лиц в административных делах. Проект предусматривал создание Бюро омбудсмана на базе ГБПЧ, с разделением компетенции между пятью омбудсманами, равными в своих полномочиях: омбудсманом по общим правам человека; омбудсманом по правам детей; омбудсманом по самоуправлениям; омбудсманом по вопросам юстиции, внутренних дел и военным вопросам; омбудсманом по процессуальному праву. Однако эта модель подверглась критике профессионалов, поскольку разобщенное учреждение с несколькими независимыми омбудсманами вызывало в людях непонимание, к какому из них обращаться, а также вызывало пересечение компетенций.

В 2003 году при Канцелярии президента страны была создана новая рабочая группа, задачей которой была разработка законопроекта об учреждении института государственного омбудсмана. Рабочая группа выбрала новый институциональный подход или третий вариант ранее упомянутой международной экспертной группы, предусматривая путь расширения правового мандата ГБПЧ. Проект предусматривал, что учреждением будет руководить один омбудсман — Ties?bsargs (дословно — правоохранитель), имеющий широкие полномочия, в том числе полномочия возбуждать проверочные дела (в том числе по личной инициативе); право явиться на любое предприятие, организацию и учреждение, в отношении которого производится проверка, и ознакомиться с необходимыми для проверки материалами; право без особого разрешения посещать учреждения закрытого типа, свободно перемещаться по территории учреждения, посещать все помещения и встречаться наедине с лицами, которые содержатся в учреждениях закрытого типа; право выслушивать мнение ребенка без присутствия других лиц, если ребенок этого желает; право, защищая права и законные интересы лиц, подавать заявления в суд. По инициативе ГБПЧ рабочая группа поддержала идею присвоить Бюро омбудсмена право оценивать случаи, связанные с нарушением запрета на неравноправное отношение и со стороны субъектов частного права.

Закон об омбудсмене принят 6 апреля 2006 года и вступил в силу 1 января 2007 года. Учитывая, что в Законе об омбудсмене было сказано, что институт омбудсмана является преемником прав и обязательств ГБПЧ, работать в новом учреждении согласились все предыдущие сотрудники ГБПЧ. Отсутствовало только главное лицо этой вновь организованной структуры – Омбудсман.

Первая попытка избрания омбудсмена состоялась 11 января 2007 года. На эту должность были выдвинуты два кандидата – руководитель кафедры государственного права юридического факультета Латвийского Университета и присяжный адвокат Ринголдс Балодис, а также политолог Расма Карклиня. Однако в ходе трех этапов голосования ни один из кандидатов не получил поддержку большинства Сейма, что требовалось по закону. При этом на последнем этапе за Ринголдса Балодиса проголосовали 44 депутата, а против было 47 парламентариев.

Было принято решение до 15 февраля 2007 года искать новых кандидатов, и в течение этого срока единственным кандидатом был выдвинут судья Конституционного суда Романс Апситис. 1 марта 2007 года абсолютным большинством (70 голосов) он был утвержден в должности первого Омбудсмена Латвии.

Трудовая биография первого латвийского Омбудсмана разнообразна. Прошел большой жизненный и профессиональный путь: руководил научной редакцией философии и права Главной редакции энциклопедий Латвии (1976-1980), был депутатом Верховного Совета Латвийской Республики и членом Комиссии по вопросам законодательства, а также заместителем председателя Комиссии по мандатам и депутатской этике (1990-1993 гг). В новом Сейме был членом Юридической комиссии и помощником председателя Комиссии по мандатам и заявлениям, одновременно – парламентарным секретарем. Работал министром юстиции (1994-1995 гг), судьей Конституционного суда (2000-2007 гг). Доктор юридических наук,  Почетный доктор Латвийской Академии наук.




Последние новости
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области,  по давней традиции встретилась со студентами Департамента "Факультет журналистики" Уральского федерального университета
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова 28 марта приняла участие в совещании... Read More »
Парламентские слушания «Развитие института уполномоченного по правам человека в условиях современных вызовов» прошли в Государственной Думе. В мероприятии приняли участие депутаты, сенаторы, уполномоченные по правам человека из всех регионов страны, представители Счетной палаты Российской Федерации, Генпрокуратуры и других федеральных ведомств, эксперты, общественники.
Европейский Союз объявил 25 февраля об очередной, десятой по счету, санкции против российских физических и юридических лиц. На этот раз в число лиц, которым запрещен въезд в страны ЕС, вошла Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Правовое регулирование деятельности: Закон об уполномоченном парламента 1967 г. и Законе об уполномоченном службе здравоохранения... Read More »
Биография
Парламент Армении ищет нового Защитника прав человека (омбудсмена), после того как спустя год работы досрочно ушла в отставку с этой должности Кристине Григорян
Единственная дорога, по которому проходит автодорога, соединяющая Армению и Арцах с 12 декабря 2022 года перекрыт и контролируется, по сообщениям официального Баку, так называемыми экологическими активистами
Депутаты поддержали кандидатуру Петра Перевезенцева, отметив его заслуги работы в партии, общественно-политической жизни края, открытость для диалога и готовность работать на благополучие региона и его жителей
Председатель Совета по правам человека ООН Федерико Вильегас (Аргентина) объявил членов комиссии, которая займется расследованием военных преступлений в Украине. Об этом сообщается на сайте Организации Объединенных Наций.