Интервью уполномоченного по правам ребенка в Рязанской области Екатерины Мухиной
После назначения Екатерины Мухиной на должность уполномоченного по правам ребенка в Рязанской области вопросы возникали только у тех, кто не знаком с ее биографией. Сама из многодетной семьи, Екатерина Борисовна знает о проблемах основной ячейки нашего общества все или почти все. Она отстаивала интересы своих учеников, приехавших из других регионов и республик, когда работала в совхозе-техникуме. Она помогала сельским детям продолжить обучение в городе, когда возглавляла райком профсоюза работников АПК. Она помогала многодетным мамам и небогатым сельским семьям, когда встала во главе Союза сельских женщин в области. Когда стала депутатом районной Думы, считала своим долгом обеспечить льготы и преференции прежде всего для многодетных семей. Сегодняшняя новая ее работа позволяет сконцентрировать и использовать весь свой жизненный опыт при принятии непростых, иногда экстренных, решений в новой должности.
— Екатерина Борисовна, за прошедшие первые месяцы работы вам удалось убедиться в том, что институт уполномоченного по правам ребенка востребован?
— Да, конечно, этот институт востребован. Об этом можно судить по огромному числу обращений жителей, которые поступают как письменно, так и устно на личном приеме. К нам обращаются по поводу невыплаты алиментов и получения жилья для осиротевших детей, по поводу исполнения судебных решений по семейным спорам, в связи с жизненным устройством детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Многим из обратившихся уже оказана помощь без промедлений и волокит. Первые месяцы моей работы позволяют сделать вывод о том, что чаще всего многим нужна юридическая поддер-жка, которую всегда готовы оказать.
— Скажите, от кого и от чего сегодня нужно защищать наших детей?
— Прежде всего, хотелось бы напомнить принципиальную позицию: главным защитником ребенка являются родители: мама и папа. Государственные структуры вмешиваются в ситуацию тогда, когда возникает угроза ребенку.
Защищать детей нужно, в первую очередь, от человеческого безразличия. И единственный способ это безразличие преодолеть — не молчать. Нам всем надо хотя бы не молчать, если мы видим, что в семье, где растет ребенок, непорядок, ребенок плачет, оставлен без внимания, растерян.
Зачастую дети становятся разменной монетой в отношениях между их родителями, родственниками. Иногда, выслушав одну сторону в семейном конфликте, проникаешься пониманием ее проблемы. Потом приходит другая сторона, и открывается другая точка зрения. При этом становится очевидным, что и тем, и другим — не до ребенка.
— Как взаимодействует уполномоченный по правам ребенка со структурами государственной и муниципальной власти на территории области?
— В целях защиты прав и интересов несовершеннолетних детей я тесно взаимодействую со всеми ветвями власти. Однако я их не подменяю, а стараюсь работать согласованно со всеми в интересах детей. Моя компетенция заключается именно в контроле, координации при отстаивании прав детей.
Уполномоченный по правам ребенка в целях выполнения возложенных на него задач имеет право заключать соглашения о взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время подготовлены и будут направлены для подписания такие соглашения о взаимодействии во все правоохранительные органы. Подготовлен и проект такого соглашения с Рязанской епархией. Мы стремимся именно к взаимопониманию и взаимодействию в интересах ребенка.
По итогам работы в прошедшие месяцы я могу сказать всем, кто с пониманием, участием реагирует на мои обращения, огромное спасибо. Ни один мой запрос, направленный в различные структуры, не остался без ответа, что позволяет принять решения в интересах несовершеннолетних.
— С какими проблемами к вам обычно обращаются?
— Прием граждан я провожу ежедневно. Каждый, кто хочет записаться на личный прием, может со мной связаться по телефону 29-06-62. За пять месяцев моей работы ко мне обратились около 350 человек, это как взрослые, так и дети. Почти в каждом случае это крик о помощи.
Обращаются с самыми разными вопросами. От общения детей с близкими родственниками до оказания помощи в приобретении или получении жилья, от межличностных конфликтов в классе до невыполнения родительских обязанностей, выплаты алиментов, пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком, да и по многим другим, подчас просто житейским, вопросам. Но вы должны понять, что я не могу рассказывать о конкретных ситуациях, так как должна сохранять личную тайну каждого из тех, кто ко мне обратился.
— Вы, наверное, посетили многие детские учреждения в регионе? Какое впечатление оказалось для вас наиболее сильным?
— Совсем недавно я побывала в Рязанском областном доме ребенка и до сих пор не могу забыть этих широко распахнутых дет-ских глаз. Они смотрят на тебя так, будто хотят спросить о чем-то или видят в тебе маму. Все там хорошо, красиво, уютно, а детки все равно будто ждут чего-то другого, родного и близкого. Также большое впечатление произвело посещение Путятинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. В них проживают дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. И оказались они в такой ситуации чаще всего по вине взрослых людей, несущих за этих детей ответственность. За каждым из таких случаев — проблема не только ребенка, но его семьи, того социума вокруг него, который продемонстрировал свое равнодушие, позицию невмешательства. Если нам удастся свести число таких неблагополучных детей и семей к минимуму, можно будет считать, что работаем не зря.
— Институт уполномоченного по правам ребенка есть практически во всех регионах, часто вам доводится общаться с коллегами из других регионов, с Павлом Астаховым? Удалось ли вам познакомиться с опытом работы, который хотелось бы внедрить у нас в области?
— За время моей работы состоялось несколько встреч с уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Павлом Астаховым, где обсуждались самые разные вопросы, касающиеся обеспечения прав детей в Рязанской области.
Мне, конечно, приходится много общаться с коллегами в регионах, изучать наработанный ими опыт. Мои коллеги очень доброжелательны, мы тесно общаемся и обсуждаем различные ситуации, есть взаимопонимание и поддержка. Да и сотрудники аппарата П.А. Астахова в любой момент готовы и подсказать, и посоветовать.
Я приняла участие в V Съезде уполномоченных по правам ребенка, который проходил в Санкт-Петербурге, была в Красноярске на форуме «Россия без сирот», неоднократно принимала участие в совещаниях в аппарате Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Все эти поездки, конечно, очень много дают. В разных регионах России накоплен очень разнообразный и полезный опыт взаимодействия государства и общества в защите прав детей.
— Что вам хотелось бы пожелать нашим детям в канун летних каникул и Международного дня защиты детей?
— Хочу, прежде всего, пожелать здоровья, хорошего настроения и, естественно, отлично провести каникулы. Пусть они будут наполнены радостью и новыми впечатлениями. А нам, взрослым, нужно создать условия, чтобы дети летом окрепли, набрались сил, отдохнули.
Беседовала Ирина Сизова
«Рязанские ведомости», №91, 01.06.2012