Известные российские адвокаты считают, что средства массовой информации должны нести ответственность, вплоть до уголовной, за публикацию прослушки телефонных переговоров.
Как сообщает Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ), в 19/11/2011 на сайте одного из электронных СМИ были опубликованы аудиофайлы с телефонными разговорами оппозиционного политика Бориса Немцова.
Немцов обвинил портал в нарушении конституции и пообещал привлечь к уголовной ответственности. Руководители портала готовы ответить, но «как профессиональные журналисты» не могут раскрыть источники информации.
Юристы считают, что по данному факту должно быть возбуждено уголовное дело как в отношении лиц, занимавшихся незаконной прослушкой, так и в отношении прессы, распространившей запись.
Как законодательство РФ защищает тайну телефонных переговоров?
В соответствии со статьей 23 Конституции РФ гражданам России гарантируется право на тайну телефонных переговоров. Статья 32 Федерального закона «О связи» гласит “… Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией Российской Федерации”. Статья 138 Уголовного кодекса РФ предусматривает меры наказания за нарушение тайны телефонных переговоров штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Что такое негласный съем информации?
Поскольку толкование понятия негласный съем информации в Законах РФ отсутствует, то под негласным он является по отношению к гражданину, право которого, на тайну телефонных переговоров, ограничивается. Понятно, что содержимое переговоров может явиться тайной только для третьей стороны, но никак не для сторон — субъектов переговоров. Отсюда следует, что нарушением тайны переговоров является негласный съем информации с каналов связи третьей стороной. Законодательство сориентировано на защиту тайны телефонных переговоров, прежде всего, от третьей стороны, то есть незаконной деятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности, конкурентов и тому подобнее. Если один из субъектов переговоров ведет негласную запись в тайне от второго субъекта переговоров, то это вопрос скорее не правовой, а этической сферы их отношений. Таким образом, относительно сторон — субъектов переговоров норма Закона о защите тайны переговоров не применима, так как съем информации с собственных каналов не может быть негласным (хотя бы относительно одной из сторон).
Поэтому, если СМИ не являются очевидцами переговоров, а овладели их записью путем покупки у третьих лиц или записали их через собственные электронные средства прослушки, то их действия можно квалифицировать как нарушение действующего законодательства.
Может ли СМИ не разглашать источник информации?
Закон о СМИ гласит, что журналист, редакция СМИ не вправе разглашать источник информации и называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени (ч. 2 ст. 41 и п. 4 ч. 1 ст. 49). Это обязанность. Исключением являются случаи поступления соответствующих требований от суда в связи с находящимся в его производстве делом. В соответствии с Законом о СМИ журналист не вправе разглашать имя источника ни по требованию милиции, ни по требованию прокуратуры, ни по требованию Федеральной службы безопасности, но он обязан сделать это по требованию суда в связи с рассматриваемым этим судом делом.
В середине 2011 года аналогичная история имело место в Британии. Хотя в ней речь шла только о прослушке, без публикации. По данным следствия, сотрудники таблоида News of the World прослушивали телефоны около шести тысяч человек, в том числе очень известных британцев.
Из-за скандала владелец таблоида медиамагната Руперта Мердока вынужден был закрыть его, несмотря на то, что он приносил большие доходы своему владельцу. Одновременно сорвалась многомиллиардная сделка, которая позволила бы установить контроль над оператором спутникового телевидения BSkyB.